Форумчанам 2.0 > Обсуждение публикаций в Филологии 2.0

Интеллигенция. Два взгляда.

(1/2) > >>

Ольга Лукьянова:
Здесь можно оставлять комментарии к статье "Интеллигенция. Два взгляда" Елены Мещерской и Алексея Шишкина.

Андрей:
Не согласен с авторами данной статьи. На мой взгляд, авторы принимают на веру мнение об интиллигенции Лихачева, считая его единственно верным. Более того, К.Маркс не рабочих заводов и т.д. считал "гегемоном", не принимая в расчет интеллигенцию. Это неверная трактовка его учения тупой советской пропагандой. В которой, кстати, Лихачев играл не последнюю роль.

Константин Алексеев:
Судить легче всего. И высказывать неаргументированные доводы тоже. А что Вы думаете об Интеллигенции? Или кого считаете авторитетом в этом вопросе? У Вас есть своя позиция по этому вопросу?

Ольга Лукьянова:
Нашла любопытные рассуждения Н.Я. Данилевского об интеллигенции в книге "Россия и Европа"(1869):
"Если образование углубляет корни свои в народную жизнь и есть та же жизнь, только достигшая своего высшего развития, то, конечно, личности, обладающие этим образованием, имеют не только право, но и обязанность служить руководителями народа как в его политической, так и в его умственной и нравственной жизни. Такие примеры гармонического внутреннего развития народной образованности вообще не слишком часты, и лучшим из них может служить Англия. Ни Россия, ни другая какая-либо славянская страна не могут ими похвалиться, а без такой народной основы так называемая интеллигенция не что иное, как более или менее многочисленное собрание довольно пустых личностей, получивших извне почерпнутое образование, не переваривших и не усвоивших его, а только перемалывающих в голове, перебалтывающих языком ходячие мысли, находящиеся в ходу в данное время под пошлою этикеткою современных.

Но как ни внешне наше русское просвещение, как ни оторвана наша интеллигенция (в большинстве своем) от народной жизни, она не встречает, однако же, в русском народе и в России tabulam rasam для своих цивилизаторских опытов, а должна, волею или неволею, сообразоваться с веками установившимся и окрепшим народным бытом и порядком вещей. Для самого изменения этого порядка интеллигенция принуждена опираться, часто сама того не замечая, на народные же начала; когда же забывает об этом (что нередко случается), то народ, составивший уже долгим историческим путем общественный организм, извергает из себя чуждое, хотя бы то было посредством гнойных ран, или как бы облекает его хрящеватою оболочкою и обособляет от всякого живого общения с народным организмом;- и чуждое насаждение, в своей мертвенной формальности, хотя и мешает, конечно, правильному ходу народной жизни, но не преграждает его, и она обтекает и обходит его мимо. Не то со странами совершенно новыми, как можем удостовериться на примере Румынского государства, где был полный простор для действий цивилизирующей интеллигенции."

Андрей:

--- Цитировать ---Судить легче всего. И высказывать неаргументированные доводы тоже. А что Вы думаете об Интеллигенции? Или кого считаете авторитетом в этом вопросе? У Вас есть своя позиция по этому вопросу?
--- Конец цитаты ---

Т.е., что я думал о ее передовой роли. Ну, я бы не стал вообще отождествлять, например, интеллигенцию 21-го века и 19-го. Как мы не отождествляем никакой другой класс.
А мнение о учении Маркса довольно однозначно. В его времена критический взгляд на интеллигенцию был вполне закономерен. Она не была, по сути, задействована в производственных отношениях. Два основных класса, которые на тот момент еще и являлись антагонистическими, - буржуазия и т.н. "рабочий класс". А интеллигенция, в соответствии с метким выражением Джека Лондона являлась "кастой бессознательных прислужников, работающих на корпорацию". И как ее оценивать?

А сейчас времена несколько изменились. По крайней мере, часть интеллигенции еще как задействована в производственных отношениях. На эту тему есть замечательная книга Ричарда Флориды "Креативный класс", который всем рекомендую к прочтению. И конкретно его теорию макрорегионов.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии