Автор Тема: Попса и анти-попса  (Прочитано 15856 раз)

Оффлайн Ольга Лукьянова

  • Администратор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 315
Попса и анти-попса
« : 08 Февраль 2009, 12:56:00 »
Мнений о том, что такое попса в музыке, гораздо больше, чем можно себе представить) Для кого-то это просто популярная, известная сегодня музыка. Для кого-то это коммерческая музыка, сфабрикованные на скорую руку группы, противопоставляемые группам-самородкам с собственными текстами, музыкальной философией и т.д.
 Сейчас появляются песни, композиции, которые можно считать анти-попсой, то есть пародией, карикатурой на попсу. Например, вот эта песня http://fr0stb1te.ru/?p=1546 может, на мой взгляд, восприниматься неоднозначно. Нарочито идиотское содержание, наркоманские навязчивые образы, припев, разъедающий сознание и остающийся в памяти надолго - все это утрированные черты попсовых песен. Так что это? Попса или анти-попса?
Может, у вас есть примеры получше.

Оффлайн Александр Мезенцев

  • Соратники
  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 30
    • http://almez.ru
Re: Попса и анти-попса
« Ответ #1 : 08 Февраль 2009, 13:04:47 »
«Не попса — это пьяные панки, играющие в гаражах в свое удовольствие» :)

Оффлайн Наташа Выговская

  • Филологи 2.0
  • Постоялец
  • *
  • Сообщений: 237
Re: Попса и анти-попса
« Ответ #2 : 13 Февраль 2009, 14:48:52 »
Итак. Давайте возьмем конкретный пример: "The Beatles".  Битлз - это в большинстве своем простые песни о любви. Четыре молодых парня играют и напевают заводные мелодии. Они популярны настолько, что даже сейчас существует стиль одежды "нео-битлов", стрижки под битлов, битловские вечеринки. Так попса ли это? Вроде все на это указывает, даже женский визг на концертах, забивающий звук динамиков.

Недавно разбирала текст песни "I've just seen a face". В этой песне есть припев: Falling, I'm falling, She keeps calling me again. По переводу этой строчки на одном сайте переводов песен с английского на русский разразилась настоящая полемика по поводу того, как правильно ее перевести.

Одни кричали: "Это Маккартни влюбляется!". Другие - возражали: "Как же это он влюбляется, он падает, проваливается, пропадает. А она его возвращает к жизни". Третьи - заявили, что Маккартни вообще подражал Леннону во всем, обзавидовался, напустил тумана намеренно, чтобы его заметили как поэта, а ему все равно не светит, ибо Леннон - поэт, а это так служка". В общем, вы видите, какой разнобой в трактовках одной строчки из песни известной группы.

Мне кажется, что чем больше споров вокруг тех или иных исполнителей, их произведений и чем дольше они продолжаются , тем больше оснований называть их некоммерческими музыкантами, а их произведения классикой, поэтому для меня "The Beatles" не попса, а вы как думаете?
   

Оффлайн Don Miguel

  • Избранный член клуба Филологии 2.0
  • Постоялец
  • *****
  • Сообщений: 229
Re: Попса и анти-попса
« Ответ #3 : 13 Февраль 2009, 19:15:43 »
Наверное, нужно отделить зёрна от плевел, чтобы было о чём спорить. Популярная музыка - непопулярная музыка / качественная музыка - некачественная музыка.

Битлз/АББА - популярная музыка, однако, вспомним Ласковый Май - тоже популярная музыка.

Лед Цеппелин/Дип Пёпл - не популярная музыка, Чёрный Кофе - тоже непопулярная музыка, но...

А как относиться к такому контенту, который создал, например, Майк Науменко? Ни для кого не секрет, что Зоопарк играл из рук вон плохо... А Секс Пистолз? А раннее Воскресенье?

Что касается классического наследия Битлз, о котором пишет Наташа Выговская - а разве популярная музыка не может быть классикой? Не вижу противопоказаний. Марш Мендельсона - это классическая музыка? Несомненно. Популярная? Да.

Оффлайн Наташа Выговская

  • Филологи 2.0
  • Постоялец
  • *
  • Сообщений: 237
Re: Попса и анти-попса
« Ответ #4 : 13 Февраль 2009, 20:43:02 »
хм-хм, согласна с Don Miguel в том, что с терминологией надо определяться. В общем, автор темы с этого и начал разговор. Мне кажется, "попса" и популярная музыка сейчас совершенно разные по семантике слова. Попса - пренебрежительное слово разговорного языка, содержит негативную оценку той или иной песни. Я уверена в том, что сейчас это значение подразумевает собой "знаменитость на 15 минут", денежные чемоданы продюсера, стандартизацию внешнего облика и мелодий.

Попса - синоним слова "посредственность". Поэтому когда мы говорим "популярная музыка", то это слово нейтральное: это и классика, и рок, и джаз.

Битлы были популярными, рисковали стать попсой, но устояли, оставили свой след в истории муз. культуры, став классикой, это и удивительно.
 
Майк Науменко - это рок-поэт. Знаю человека, который защищал по нему диссертацию на филологическом факультете МГУ, и успешно это доказал. Считаю, что нужно рассматривать как профессионализм музыкантов, так и их поэтическое творчество, чтобы определить их "анти-попсовость".

Оффлайн Don Miguel

  • Избранный член клуба Филологии 2.0
  • Постоялец
  • *****
  • Сообщений: 229
Re: Попса и анти-попса
« Ответ #5 : 13 Февраль 2009, 21:28:56 »

Битлы были популярными, рисковали стать попсой, но устояли, оставили свой след в истории муз. культуры, став классикой, это и удивительно.

Майк Науменко - это рок-поэт. Знаю человека, который защищал по нему диссертацию на филологическом факультете МГУ, и успешно это доказал. Считаю, что нужно рассматривать как профессионализм музыкантов, так и их поэтическое творчество, чтобы определить их "анти-попсовость".
 
Не соглашусь, с тем, что Битлз рисковали стать "попсой" - они начали с классики. :) По Майку - согласен, но... ИМХО... он немножко в стороне стоит, на тех ступенечках, что и Высоцкий, что и Юрий Морозов и Александр Башлачёв.

Оффлайн Наташа Выговская

  • Филологи 2.0
  • Постоялец
  • *
  • Сообщений: 237
Re: Попса и анти-попса
« Ответ #6 : 13 Февраль 2009, 21:39:37 »
Прошу прощения за продолжение темы "The Beatles", но что по-Вашему означают слова "они начали с классики"?

Оффлайн Don Miguel

  • Избранный член клуба Филологии 2.0
  • Постоялец
  • *****
  • Сообщений: 229
Re: Попса и анти-попса
« Ответ #7 : 14 Февраль 2009, 02:36:13 »
Я имею ввиду вот что -

Цитировать
В сентябре 1962 The Beatles выпустили свой первый сингл, на котором были записаны песни Love Me Do и
P.S. I Love You, в октябре попавшие в национальный Тор20. В начале 1963 композиция Please Please Me заняла в хит-параде Великобритании второе место, тогда же в рекордно короткие сроки (за 13 часов) был записан дебютный альбом Please Please Me. На волне успеха третий сингл From Me То You занял в чартах первое место.

Это всё - классика. Поэтому, ИМХО, Битлам участь "попсы" в плохом смысле этого слова - не грозила.  :)

Оффлайн Сергей

  • Администратор
  • Постоялец
  • *****
  • Сообщений: 132
Re: Попса и анти-попса
« Ответ #8 : 14 Февраль 2009, 10:51:35 »
Вчера так сложилось, что застал некую часть передачи «13 злобных зрителей». Там, на мой взгляд, одна из представительниц попсы, сама того не подозревая, дала отличное определение попсы: «В этой песне нет ничего высоко поэтического, естественно». Это не точная цитата, но суть я передал полностью.

Вот когда есть такое «естественно», то это попса, а когда этого «естественно» нет, то это начинает приближаться к искусству.
« Последнее редактирование: 14 Февраль 2009, 12:47:33 от Ольга Лукьянова »
Кто предупредил, тот не виноват.

Оффлайн Андрей

  • Избранный член клуба Филологии 2.0
  • Постоялец
  • *****
  • Сообщений: 158
  • Storia di un grande amore
Re: Попса и анти-попса
« Ответ #9 : 14 Февраль 2009, 12:47:53 »
Безусловно, "Биттлз" - классика эстрады. Как говорится, битлов ты можешь не любить, но уважать их ты обязан.

Но проблема в отделении "попсы" от "непопсы". Популярность не может являться показателем "попсовости" или же ее отрицанием. Для большинства людей популярно то, что является раскрученным сегодня, в данный конкретный момент. Поэтому серьезная музыка, например, может быть популярной. Все зависит от степени раскрученности. А в современном обществе, как известно, раскручивается все.

К смыслу, вкладываемому в текст, тоже можно (и следует) подойти критически. Если какой-то смысл "лежит" на поверхности, прописан битым текстом, то, вполне возможно, он также не заслуживает внимания. Ведь нельзя какую-то идею взять и прописать. Человек должен вдумываться, сомневаться, анализировать. Такую композицию можно считать пробуждающей в нем высокое начало. И не считать попсой. :)

Но, к сожалению, попса - проблема не только музыки, но и литературы, живописи, всех видов искусства.
Я двадцать лет знал его и всегда ненавидел, и всегда восхищался, и всегда по-рабски боялся его.

Оффлайн Ольга Лукьянова

  • Администратор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 315
Re: Попса и анти-попса
« Ответ #10 : 14 Февраль 2009, 13:54:37 »
Давайте разберемся в терминах) Существует три основных понимания слова "попса".

1. Просто популярная музыка. Это изначальное значение. Такой точки зрения и сейчас придерживаются те, кто считают попсой музыку любых жанров, если ее исполнителей знают за пределами соседнего двора.

2. Этим словом обозначают и определенный музыкальный жанр, известный, я думаю, всем вам. Этот жанр ассоциируется с "легкой" (мелодичной и несложной) музыкой  с незамысловатыми по содержанию и форме текстами (обычно о любви), под которую приятно заниматься зарядкой по утрам, можно потанцевать на провинциальной дискотеке или поплакать в подушку из-за несчастной любви) В общем-то, если трактовать слово "попса" в этом ключе, то группа Битлз является одной из родоначальниц попсы. Естественно, одной из лучших ее представительниц.

3.Третье значение слова "попса" можно определить как коммерческая музыка. Это группы, полностью сфабрикованные талантливым продюсером, который набирает певцов и певичек с определенными внешними и вокальными данными (второе иногда не так важно), выбирает текст, заказывает музыку, утверждает стиль и имидж группы. Таких групп, как мы все знаем, очень много. При этом жанр может быть любым: от незатейливых композиций для ночных клубов до (псевдо) альтернативы. Коммерческие группы противопоставлены группам-самородкам с выстраданными текстами, со своей философией, с неизменным составом, которые формируются как музыканты до какого-либо намека на популярность. С этой точки зрения Битлз , как и другие знаменитые группы того поколения музыкантов, попсой не являются, естественно.)

Пародией на "попсу" считают пародию на попсу как музыкальный жанр)

Оффлайн Андрей

  • Избранный член клуба Филологии 2.0
  • Постоялец
  • *****
  • Сообщений: 158
  • Storia di un grande amore
Re: Попса и анти-попса
« Ответ #11 : 14 Февраль 2009, 14:47:26 »
Цитировать
Давайте разберемся в терминах
Давайте. :)

1. Если бы все слова вдруг стали соответствовать своему первоначальному значению, то мы бы, наверное, тут же не смогли общаться. :D Тогда под понятие "попса" попали бы абсолютно все жанры и исполнители: от Джузеппе Верди до творчества группы "Ласковый май". Пожалуй, это определение не может абсолютно верным на сегодня. Тогда под понятие "анти-попса" попадало бы лишь "творчество" пьяных автолюбителей в гараже.

2. Легкая (мелодичная и несложная) музыка. Незамысловатость формы и содержания. Спорно, очень спорно. Безусловно, "попса" попадет под подобное определение. Но незамысловатость ведь может быть совершенно различной. Люди разные, кто-то увидит что-то глубже, кто-то нет. А ведь назначение музыки не просто быть какой-то самобытной самой по себе. Ее истинное назначение - пробуждать все лучшее, что есть в человеке. Пробуждает что-то подобное попса - сомневаюсь. А многие из композиций, подходящих под заявленное описание - попадают.

3. Группы, сформированные, талантливым (или не очень) продюсером. Да, наверное, это попса. Когда нет особенностей, нет индивидуальности. "Биттлз", многие другие исполнители индивидуальны, их знают и почитают до сих пор. Попса - это даже не исполнители, не певцы, тем более, не артисты. Они - проект. Они создаются под задачу, а потом точно так же исчезают. Вот, например, "Фабрика звезд". Ее следовало бы назвать "Фабрика попсы", "Фабрика бездарности" и т.д. Звезд нельзя сфабриковать, их нельзя воспитать, научить, ими можно только стать, преодолев множество трудностей.

И не стоит ставить знак равенства между понятиями "эстрада" и "попса".
Я двадцать лет знал его и всегда ненавидел, и всегда восхищался, и всегда по-рабски боялся его.

Оффлайн Ольга Лукьянова

  • Администратор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 315
Re: Попса и анти-попса
« Ответ #12 : 15 Февраль 2009, 00:48:14 »
Цитировать
А ведь назначение музыки не просто быть какой-то самобытной самой по себе. Ее истинное назначение - пробуждать все лучшее, что есть в человеке. Пробуждает что-то подобное попса - сомневаюсь.

))В разрезе темы о самом лучшем, что пробуждает музыка, не относящаяся к попсе, вспомнила, как одна знакомая (образованная и умная студентка) пыталась вскрыть себе вены после того, как пришла с концерта альтернативной музыки.) и ведь она не одна такая  ;) А есть  и другие разновидности "непопсовых" музыкальных исповедей, являющихся эмоциональным концентратом боли, страха, отчаяния, гнева, которые совсем не оправдывают роли "врачевателей души".

Оффлайн Don Miguel

  • Избранный член клуба Филологии 2.0
  • Постоялец
  • *****
  • Сообщений: 229
Re: Попса и анти-попса
« Ответ #13 : 15 Февраль 2009, 00:53:31 »
А может быть стоит упостить? Например - "хорошая популярная музыка" vs "плохая популярная музыка"? "Икона" vs "рисунки в клозете", или ... может быть стоит выбрать антиподов внутри популярной музыки? Например, Битлз vs Ласковый май?

Иначе получится, что все мы говорим об одном и том-же, но на разных языках. ;)

Оффлайн Ольга Лукьянова

  • Администратор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 315
Re: Попса и анти-попса
« Ответ #14 : 15 Февраль 2009, 02:15:33 »
Да-да) Давайте так и сделаем. группы типа "Битлз" против групп типа "Ласковый май")) Их можно даже цветом выделить.) Это и есть противопоставление по третьему определению: коммерческая популярная музыка против групп-самородков. Но здесь, думаю, актуальнее рассматривать наиболее спорные случаи, когда не все так очевидно. Например, никаких продюсеров (все своими силами), но бездарно или коммерческий проект, но с участием талантливых музыкантов). Вот вы знаете такие спорные варианты?