Автор Тема: Как должна работать система образования в современном мире  (Прочитано 6727 раз)

Оффлайн Сергей

  • Администратор
  • Постоялец
  • *****
  • Сообщений: 132
То что будет написано ниже является ТОЛЬКО моим мнением и, возможно, уже было кем-либо высказано.

Не секрет, что очень часто ученики/студенты не интересуются предметом из-за того, что  учитель/преподаватель не имеет авторитета в их глазах. А бывает так что обучаемые вообще считают людей выбравших профессию учителя/преподавателя неудачниками.

Другими словами у обучаемых нет приятной мотивации (неприятная - оценки), которая бы способствовала заинтересованности обучаемых в предмете и лучшему усвоению материалов.

Что же делать?

Как мне кажется преподавать должны не люди получившие изначально педагогическое образование, а люди получившие педагогическое образование (или прошедшие курсы) как минимум вторым и при этом эти люди должны быть успешны в свой основной карьере. Что значит "основной"? Я считаю что человек который будет обучать чему-то других должен где-то работать и быть там успешным. То есть преподавание должно быть как хобби.

Преподавание - хобби. На первый взгляд это что-то страшное и противоестественное. А если посмотреть на это с другой стороны. Приведу пример школы с моей (в этом я не сильно уверен) схемой обучения (в институте ещё проще всё реализовать).

Как и в существующей школе есть классы. Есть люди которые ведут тот или иной предмет, но этих людей должно быть больше нежели сейчас. Это нужно для того чтобы если один не может провести занятие в силу тех или иных обстоятельств, то его мог подменить коллега. Так как учителя в этой школе это успешные в карьере люди, то таких обстоятельств будет больше нежели у простых учителей: переговоры, встречи, сложности на работе и т.д. Сам процесс обучения возможно будет мало чем отличаться, но появится один очень важный фактор - это уважение к учителю и личный пример учителя успешности в жизни. Учитель всегда сможет рассказать историю из своей профессиональной жизни связанную с темой урока или чтобы подбодрить учеников. А ученики не смогут объявить учителя что их родители зарабатывают больше, так как будут понимать что перед ними стоит человек, который в не учебное время горы воротит.

Ещё одно нововведение - отсутствие оплаты труда учителя. Обучение должно производиться из чувства долга перед будущим и чувства того что ты можешь вырастить отличных сотрудников для фирмы в которой ты работаешь и тебе не придётся обучать их в процессе работы. А деньги, которые родители будут платить за обучение своих детей, в такой школе могут идти на оплату труда административного персонала школы и благотворительность или на формирования некого фонда, используя который учащиеся после выпуска смогут открыть своё дело.

Да, идея местами смахивает на утопию, но уровень развития нашей цивилизации уже не тот на котором были созданы действующие модели обучения и может стоит попробовать что-то новое?

Возможно, в начале стоит внедрить эту систему для детей состоятельных людей. В таком случае можно убить двух зайцев, так как кто-то из родителей может начать преподавать в этой школе своим детям, а заодно и другим детям.

Сам я не преподаватель, но являюсь аспирантов педагогического НИИ.
Кто предупредил, тот не виноват.

Оффлайн Ольга Лукьянова

  • Администратор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 315
Тема, которую вы поднимаете, нужная. Проект ваш мне показался очень интересным, хотя многие нововведения пугают своей радикальностью. Конечно, критиковать проще, чем предложить что-то свое... У меня к вам, вернее, к вашему проекту, несколько вопросов:
1. Встречали ли вы успешных предпринимателей или перспективных офисных сотрудников, деловых и занятых, с ненормированным графиком работы, которые захотели бы параллельно с основной проф.деятельностью получить второе высшее образование в педагогическом вузе? Мне вот не приходилось. Ведь такая учеба не только много времени отнимает, но и требует финансовых затрат, т.к. второе высшее образование в России платное. Я уже не говорю о том, что мотивации учиться там успешному бизнесмену вообще нет.
2. Предположим, что учитель-практик может дать ученику не меньше, чем учитель-теоретик, и успешные мира сего, даже не имея пед.образования, могут оказать благотворное влияние на детей и чему-то их научить. Но для этого каждый из них, помимо харизмы, должен обладать неординарными педагогическими способностями, уметь донести материал, объяснить, закрепить и т.д. Вы уверены, что многие из них, не имея ни соответствующего образования, ни пособий-учебников,  справятся с этим?
3. Вы говорите, что преподаватели будут сменять друг друга в течение семестра. Я вот пробовала преподавать в ВУЗе, и мне приходилось заменять преподавателя другой группы. Могу сказать, что это очень тяжело и для преподавателя, и для студентов. Дело в том, что в основе любой педагогической методики должна быть СИСТЕМА. Для этого и нужны все эти учебники, пособия, преподаватели, редко заменяющие друг друга...Ведь усвоить материал, который сегодня тебе дается так, а завтра по-другому, подобен несогласованным подаркам на свадьбу: молодым дарят десять утюгов, пятнадцать тостеров, а то, что им действительно нужно, так подарить никто и не догадался... Так как же вы представляете себе СИСТЕМУ такого образования? Кто и как будет (если вообще будет ) составлять учебники, тесты, контрольные, лабораторные, если преподавать будут разные люди с разными подходами и видением процесса обучения?
4.Наберется ли достаточное число таких учителей хотя бы для одной школы??
5.Что делать с пед.ВУЗ-ами, если обычным выпускникам школ учиться там будет просто бессмысленно?

P.S. Еще раз спасибо за интересный и неординарный проект, представленный на нашем форуме 
 

Оффлайн Сергей

  • Администратор
  • Постоялец
  • *****
  • Сообщений: 132
Я бы не стал называть это проектом, так как проект планируется воплотить в жизнь, а у меня есть только идея, да и та ещё не полностью сформированная.

1. Встречали ли вы успешных предпринимателей или перспективных офисных сотрудников, деловых и занятых, с ненормированным графиком работы, которые захотели бы параллельно с основной проф.деятельностью получить второе высшее образование в педагогическом вузе? Мне вот не приходилось. Ведь такая учеба не только много времени отнимает, но и требует финансовых затрат, т.к. второе высшее образование в России платное. Я уже не говорю о том, что мотивации учиться там успешному бизнесмену вообще нет.
Нужно что-то менять. Для начала сознание людей. Нужно дать понять людям что всех денег они всё равно не заработают, а в погоне за деньгами они 100% подорвут своё здоровье. Ещё следует воспитывать в людях идею что не только обество должно им, но и они обществу.
Как я уже говорил это не проект, а идея. Естественно под такую систему образования придётся менять законодательство: сделать бесплатным второе высшие педагогическое образование, сделать бесплатные курсы преподавателей, возможно, освобождать от уплаты налогов тех людей, которые преподают, и так далее. Мне кажется, что в первую очередь в таком образовании должно быть заинтересовано государство и сам бизнес.

2. Предположим, что учитель-практик может дать ученику не меньше, чем учитель-теоретик, и успешные мира сего, даже не имея пед.образования, могут оказать благотворное влияние на детей и чему-то их научить. Но для этого каждый из них, помимо харизмы, должен обладать неординарными педагогическими способностями, уметь донести материал, объяснить, закрепить и т.д. Вы уверены, что многие из них, не имея ни соответствующего образования, ни пособий-учебников,  справятся с этим?
Курсы MBA существуют, а почему бы не сделать курсы преподавателей?

3. Вы говорите, что преподаватели будут сменять друг друга в течение семестра. Я вот пробовала преподавать в ВУЗе, и мне приходилось заменять преподавателя другой группы. Могу сказать, что это очень тяжело и для преподавателя, и для студентов. Дело в том, что в основе любой педагогической методики должна быть СИСТЕМА. Для этого и нужны все эти учебники, пособия, преподаватели, редко заменяющие друг друга...Ведь усвоить материал, который сегодня тебе дается так, а завтра по-другому, подобен несогласованным подаркам на свадьбу: молодым дарят десять утюгов, пятнадцать тостеров, а то, что им действительно нужно, так подарить никто и не догадался... Так как же вы представляете себе СИСТЕМУ такого образования? Кто и как будет (если вообще будет ) составлять учебники, тесты, контрольные, лабораторные, если преподавать будут разные люди с разными подходами и видением процесса обучения?
Это организационные вопросы, они выходят за рамки идеи. Но могу сказать, что у меня несколько мыслей по поводу того как это реализовать.

4.Наберется ли достаточное число таких учителей хотя бы для одной школы??
Для начала нужно вырастить поколение, которое захочет так работать. Только этому поколению нужно с малых лет вкладывать в голову идею такого образования. А пока можно сделать только школу для состоятельных людей, которые и будут первыми учителями своих детей.

5.Что делать с пед.ВУЗ-ами, если обычным выпускникам школ учиться там будет просто бессмысленно?
А что сделали с алхимией? Оставить в истории. Кстаи не все учителя заканчивают ВУЗы.

И ещё раз! Это не проект, а моё видение образования в будущем. Я не буду писать документацию о том как это всё реализовать.
Кто предупредил, тот не виноват.

Оффлайн Наташа Выговская

  • Филологи 2.0
  • Постоялец
  • *
  • Сообщений: 237
Кидаю ссылку на любопытную статью http://scepsis.ru/library/id_2328.html
Автор дает обзор по тому, как студенты сдают экзамены сейчас и чем это отличается от советского времени. Образование не дает студенту опыта ведения дискуссий, он не вовлечен в изучаемый материал. Поэтому он делает смешные оговорки, путается в словах и забывает пройденное.

Но автор права, когда говорит, что преподавателя не должна отпугивать подобная безучастность. При грамотном преподавании желание познать истину обязательно возникнет и у студента, если не после экзамена,то когда он уйдет из вуза.
М.б. студентам надо больше общаться друг с другом на профессиональные темы. Мне кажется, тогда и возникнут вопросы-размышлялки, и идеи мастер-классов, и хождение в народ - встречи с школьниками.
Институт неформальных встреч разрушен, сообщества существуют на уровне подполья, но не в стенах университета,например. Мне кажется, можно начать с попытки создания таких сообществ в институтах, возможно, добровольного чтения лекций в школах, чтобы зажечь огонь любознательности в глазах, а потом уже пытаться это стихийное движение как-то организовать. Бредовая идея,наверное...но иначе на практике я пока это мало представляю.
« Последнее редактирование: 25 Февраль 2009, 18:24:56 от Наташа Выговская »

Оффлайн Андрей

  • Избранный член клуба Филологии 2.0
  • Постоялец
  • *****
  • Сообщений: 158
  • Storia di un grande amore
Наташа, мне тут недавно на ум пришла интересная мысль, навеянная одной американской статьей.
http://paulgraham.com/nerds.html

Ведь по сути современная система образования - очень странное явление, не имеющее аналогов в мире. Зачастую собраны люди, которые не имеют общих целей, идей, да и вообще ничего. Но они проводят значительную часть жизни вместе, в т.н. "коллективе", не имеющем ничего общего с теми коллективами, которые встречаются в последующей жизни. Образование - имитация, причем очень грубая, того, что должно ждать в последующей жизни. Но что ждет?

Дискуссия по ходу образовательного процесса нужна. Но, во-первых, она не должна быть стихийной. Голого энтузиазма хватает на очень недолгий промежуток времени. Да и в условиях все усложняющихся внешних условий энтузиазм становится все менее эффективным. Во-вторых, дискуссия может вестись только между людьми, заинтересованными (хоть немного) в проблеме.

Понимаю, один пример не показатель. Но, вспоминая свою группу, могу сказать, что там это было бы лишь тратой времени. Действительно, когда половина намерена продавать телефоны, большая часть остальных уйти в "финансовые аналитики", а лишь немногая часть думает о специальности - какая дискуссия?! Да на нас там смотрели как на пришельцев с другой планеты (мы как раз стремились получить-таки свою специальность).

И, к сожалению, не институтам это организовывать. Увы... Просто наши ВУЗы (очень многие) делают все, словно цель их состоит в прививании отвращения к тому, что изучается. Я не возражаю из принципа, нет. И не брюзжу (хотя временами похоже). Но отечественное образование в глубоком загоне, а выхода не видно. Я здесь говорю про техническое, т.к. про гуманитарное в силу понятных причин говорить не могу.

Но выход должен быть, т.к. без образования нет будущего. И я буду чрезвычайно рад, если он найдется. И, согласен, дискуссия обязательно должна быть. Как известно, истина не в тихом омуте рождается. Но при сегодняшней организации дел качественные дискуссии, повторюсь, проблематичны.
Я двадцать лет знал его и всегда ненавидел, и всегда восхищался, и всегда по-рабски боялся его.

Оффлайн Don Miguel

  • Избранный член клуба Филологии 2.0
  • Постоялец
  • *****
  • Сообщений: 229
Соглашусь с Сергеем. И, кстати, есть такая практика - в Гнесинке и Щепке и в других театрально-киношных учебных заведениях знаменитые люди преподают - режиссёры, актёры... Наверное, можно и в средних школах что-то такое сделать.  :)

Просто ученикам (в основной массе) нужен учитель, который способен увлечь своим предметом, а не вбить его в головы. Только вот как таких креативных людей распознать и привлечь в систему образования?