Вечные споры > В искусстве

"Черный квадрат" Малевича: я тоже так умею))

(1/8) > >>

Kalashnikova:
Многие люди, не обремененные высшим гуманитарным образованием, воспринимают ряд произведений изобразительного искусства 20-21 вв. как нечто несерьезное и дилетантское, не имеющее отношения к "настоящему" искусству. В частности, это касается различных течений авангардной (Кубизм, Абстракционизм, Примитивизм и т.д.) и поставангардной живописи . Основной аргумент в таких случаях - "Я тоже так могу".
Но ценность некоторых произведений современного искусства (речь не идет о "Черном квадрате" Малевича, да и написан он был не вчера) кажется весьма сомнительной и для гуманитариев, даже филологов и искусствоведов. Замысел, идея, символ оказываются важнее эстетической роли искусства. Объяснить человеку, зачем учиться, чтобы рисовать, зачем иметь талант, чтобы делать выставки своих картин, становится все сложнее. Псевдодилетантизм профессиональных художников замещается дилетантизмом человека с улицы со скудными способностями к рисованию.
А как бы вы объяснили ценность "Черного квадрата" Малевича человеку с улицы? Как вы разграничиваете понятие искусства и псевдоискусства? Как вы относитесь к произведениям авангардной живописи?   

Наташа Выговская:
Проще ответить на первый вопрос. Покажу ему другие работы этого художника.
Сейчас я отношусь к произведениям авангардной живописи как "не обремененный гуманитарным образованием").
Если кратко, то
Искусство вечно. Псевдоискусство на 15 минут.
Если подробно. Хм-хм, слишком сложны взаимоотношеня между людьми. Они устанавливают эту меру отношения.
По-моему, наука уже должна открыть единицу творческой энергии и научиться мерять ей созданные шедевры. Это было бы гениально). Ведь понятна гениальность именно по ощущению, которое в резонансе возникает у многих. Энергия создания должна измеряться!!)

Сергей:
Если Чёрный Квадрат это искусство, то тогда ИТ специалисты давно уже переплюнули Малевича и ему подобных! У нас есть белый квадрат на белом фоне  ;D ::) Если нужно, то и чёрный на чёрном сделаем  ;)

P.S.
Реализм - наше всё!

Андрей:
На мой взгляд, искусство играет основополагающую роль в создании у человека одухотворенного мировоззрения, формирования его индивидуальности. Многие процессы, берущие начало еще в 19 веке, ставят целью превратить человека в биологического робота. Сильны эти процессы и в наше время. Возможно, именно против этого и выражен протест Малевича в данной работе.

Знаменитый древнегреческий скульптор Лисипп как-то заметил, что прижизненная слава - вещь редкая, посмертная еще избирательнее. Наверное, только через существенный промежуток времени люди смогут беспристрастно оценить современное нам искусство. Для нас у него есть существенный недостаток: оно еще не успело сделаться старым.

Вспомните, какое количество литературных течений было на рубеже 19-20 веков. А в памяти народной остались единицы; я не касаюсь тех, у кого специальность посвящена данному литературному периоду. Наверное, так будет и с современным искусством: живописью, литературой, музыкой и т.д.

Мое мнение: сейчас, увы, постоянно идет подмена искусства псевдоискусством.

Наташа Выговская:
Возможно, нерукотворность, отчуждение от предмета искусства технологией заставляет нас вновь поставить вопрос об искусстве и псевдоискусстве.
Нужно ли пересматривать отношение к культурному символу в новую эпоху?

В работе Кациса Л. http://ec-dejavu.net/b/Black_square.html, рассматривающего истоки "черного квадрата", любопытная отсылка к еврейскому истоку образа:  "Никак не менее пяти-шести раз в неделю видели они (если не использовали сами) предмет, который и представляет собой «черный куб на черном квадратном фоне». Это тфиллин — ритуальный предмет, надеваемый иудеями при молитве. Понятно, что черный куб на черном фоне в форме квадрата и даст нам искомый черный квадрат, но на черном фоне". Картина написана в Витебске, в котором на тот момент проживало целое сообщество художников-евреев.

Здесь же автор и дает вразумительное объяснение, как он сам говорит: "негадательное", что символизирует "Черный квадрат":   "Что же касается самого цветового набора квадратов Малевича, то они, на наш взгляд, имеют столь же прямоеотношение к апокалиптике, как и другие символы.
       Так, если мы попытаемся представить себе в художественных символах понятие «конец света», то это окажетсясумма всех цветов, т. е. белый цвет. Если теперь представить себе, что такое конец цвета, то окажется, что это черный цвет. Таким образом, конец Цвета, в сочетании с Концом Света (=Апокалипсису) даст нам черный квадрат на белом фоне. Т. е. ту самую первоточку, что дает начало всякому искусству. ".

Квадрат Малевича - это своеобразное "кодирование" эпохи. Т.е. нужна не столько эстетическая оценка, сколько культурно-историческая, на мой взгляд. Эпоха смутная, мрачная, апокалиптичная, требующая ясного символа, который и был найден, и вошел в историю мировой культуры.
Мне кажется, сделай сейчас 20 таких квадратов в графическом редакторе, тайный смысл будет потерян, ибо в то время он был уникальным знаком эпохи, а сейчас - нужен другой образ, который также может потрясти своей глубиной и точностью.
Эта картина Малевича не столько живопись, сколько знакопись, первая "буква" в азбуке эпохи, новизну которой интеллектуальная элита понимала уже в то время,а спустя десяток лет стала понимать и думающая часть мирового сообщества.


Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии