Возможно, нерукотворность, отчуждение от предмета искусства технологией заставляет нас вновь поставить вопрос об искусстве и псевдоискусстве.
Нужно ли пересматривать отношение к культурному символу в новую эпоху?
В работе Кациса Л.
http://ec-dejavu.net/b/Black_square.html, рассматривающего истоки "черного квадрата", любопытная отсылка к еврейскому истоку образа: "Никак не менее пяти-шести раз в неделю видели они (если не использовали сами) предмет, который и представляет собой «черный куб на черном квадратном фоне». Это тфиллин — ритуальный предмет, надеваемый иудеями при молитве. Понятно, что черный куб на черном фоне в форме квадрата и даст нам искомый черный квадрат, но на черном фоне". Картина написана в Витебске, в котором на тот момент проживало целое сообщество художников-евреев.
Здесь же автор и дает вразумительное объяснение, как он сам говорит: "негадательное", что символизирует "Черный квадрат": "Что же касается самого цветового набора квадратов Малевича, то они, на наш взгляд, имеют столь же прямоеотношение к апокалиптике, как и другие символы.
Так, если мы попытаемся представить себе в художественных символах понятие «конец света», то это окажетсясумма всех цветов, т. е. белый цвет. Если теперь представить себе, что такое конец цвета, то окажется, что это черный цвет. Таким образом, конец Цвета, в сочетании с Концом Света (=Апокалипсису) даст нам черный квадрат на белом фоне. Т. е. ту самую первоточку, что дает начало всякому искусству. ".
Квадрат Малевича - это своеобразное "кодирование" эпохи. Т.е. нужна не столько эстетическая оценка, сколько культурно-историческая, на мой взгляд. Эпоха смутная, мрачная, апокалиптичная, требующая ясного символа, который и был найден, и вошел в историю мировой культуры.
Мне кажется, сделай сейчас 20 таких квадратов в графическом редакторе, тайный смысл будет потерян, ибо в то время он был уникальным знаком эпохи, а сейчас - нужен другой образ, который также может потрясти своей глубиной и точностью.
Эта картина Малевича не столько живопись, сколько знакопись, первая "буква" в азбуке эпохи, новизну которой интеллектуальная элита понимала уже в то время,а спустя десяток лет стала понимать и думающая часть мирового сообщества.