Филологам 2.0 > Литература и литературоведение

Литература в школе

(1/4) > >>

Ольга Лукьянова:
Не стану перечислять все проблемы, связанные с уроками литературы в большинстве общеобразовательных школ. Ключевой вопрос: как преодолеть отвращение учеников к классической художественной литературе? Есть ли у вас соображения на этот счет или личный опыт?

Kalashnikova:
Есть мнение, что решить данную проблему можно, только убрав литературу из школьной программы вообще.  :) Но на мой взгляд, это слишком.  ::) Да. С одной стороны, чтение классической литературы в этом случае перестанет быть принудиловкой, и у детей-подростков-взрослых снова появится азарт первооткрывателей: ведь современную литературу многие из них читают с удовольствием именно потому, что это что-то новенькое и они могут составить свое независимое от учебников и педагогов мнение. Кроме того, они не смогут переносить отношение к плохим учителям (многих детей тошнит от их пафосных шаблонных фраз о великих русских писателях) на отношение к литературе в целом. С другой стороны, литература в обычной школе - единственный предмет, учащий детей Человечности и милосердию, как ни банально это звучит.

Наташа Выговская:
Хм-хм, литература в школе уже фактически убрана из  программы благодаря авторам реформы ЕГЭ: часы сокращены, чтение текстов сводится к сканированию глазом уже пересказанных произведений (дайджесты), в общем-то, не побоюсь этого слова, ее роль факультативна и номинальна. Как результат, дети используют другой режим восприятия информации, нет бахтинской "вовлеченности" читателя в действие, нет эмоционального сопереживания, на него не хватает малых сил преподавателя и ребенка; развился подход прагматический. Кстати, достаточно вспомнить комические пересказы известных произведений школьниками в коридорах перед уроками литературы. Серия "расскажи по-быстренькому" по сути передает содержимое краткого изложения в специальных изданиях. Онегин как гламурный кутила, который решил "попарить мозг местным девчонкам" , более понятен, чем язык школьных учебников!
Возможно, кризис наблюдается в языке, на котором они написаны. Вопрос "Как научить ребенка грамотно излагать свои мысли?" предполагает и рассмотрение другой проблемы, а не могла бы здесь помочь риторика, т.е. ее приемы (я не хочу вводить еще один модный и ненужный предмет, только сделать акцент на цели предмета словесности), чтобы человек умел представлять свою позицию, делать ее понятной большинству, а также вести дискуссию и беседовать на трудные темы.
Возможно, проблема глубже, так как речь идет о стандартах языкового общения, нейтральном стиле, который, на мой непрофессиональный взгляд, сильно размыт, разбавлен жаргоном, либо архаизмами, заимствованиями, причем каждый раз какой-то один из элементов начинает превалировать в речи, из-за чего между носителями языка начинают возникать коммуникационные провалы.

Нет грамотного единого подхода к преподаванию литературы.
Так давайте подумаем вместе, как должен выглядеть школьный учебник по литературе, какова должна быть литературная школьная программа, по вашему мнению
(вопрос обширный, м.б. стоит открыть тему,конечно, для любителей, так как эксперты будут молча качать головой и уже слишком долго бились ей об этот краеугольный камень российского образования)
Кстати, если уже встречались на практике с интересными учебниками,"вернувшими" к литературе, не только учителями, то делитесь!


Сергей Шапоров: Поправил форматирование текста.

Андрей:
К сожалению, в школе слишком много предметов фактически убрано из программы. И, увы, литература - один из них. Конечно, идея какая "детишкам учиться трудно, давайте сократим то, чего много". А много, как правило, литературы и математики. Вот их и заменяют физкультурой.

А ЕГЭ, конечно, зло. И для литературы в первую очередь. Не думаю, что многие люди, даже специализирующиеся на отечественной литературе, смогут ответить на вопрос типа "В какой главе произведения один герой говорит другому такую-то фразу". Ладно, если глава одна. А если произведение - "Война и мир"? Да еще и эпизод не из основных. А ведь литература должна прививать ученикам одухотворенный взгляд на мир, формировать культуру человека, что вовсе не является набором сухих фактов.

А вообще, Наташа Выговская права. Здесь вопрос комплексный и касается всего: программы, учебников, методики преподавания. Истина, говорят, рождается в споре. Давайте поспорим. ;)

Simpson:
Не бейте меня ногами слишком сильно но я с Калашниковой согласен) В том что литературу убирают из школьной программы есть и свои плюсы. Ненависть к книгам воспитывают школьные учителя!

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии