Автор Тема: Искусство Китая и Японии  (Прочитано 4992 раз)

Оффлайн Ольга Лукьянова

  • Администратор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 315
Искусство Китая и Японии
« : 06 Март 2009, 18:08:52 »
Совершенно особое восприятие назначения искусства, особое понимание реализма... Я наткнулась на статью Григорьевой "Искусство-неискусство", посвященное японской культуре.Восприятие реального как нереального и нереального как реального характерно для искусства как Японии, так и Китая, и малопонятно европейцу.
 Согласно Сэами,  "подражание вещам не состоит в достижении простого сходства— нужно уметь перевоплотиться в то, чему подражаешь, отступить от внешней правды, чтобы передать внутреннюю". Если художник изображает то, что есть, как есть, он нарушает правду, отступает от макото, ибо то, что есть, в следующий момент тем уже не будет. Художник обязан уловить Срединное состояние вещей, которые всегда находятся на пути между Небытием и Бытием.Искусство немыслимо ни при полном отступлении от действительности, ни при полном подражании ей. Только взятая в Срединном состоянии (между тем, что есть, и тем, чего нет) правда жизни становится правдой искусства.

Как подметил В. Шкловский: «Фантастическое в китайской повести рассказывается как нечто реальное...В китайской новелле мир фантастический и мир реальный живут вместе"

Отношение японцев к натуралистичному изображению, копирующему внешние черты явлений и предметов, но игнорирующему внутреннее содержание, иллюстрирует история, рассказанная Тикамацу: «У одной придворной дамы был возлюбленный. Они любили друг друга со всем пылом страсти, но дама обитала в глубине дворцовых покоев, и возлюбленный не мог посещать ее... Она так тосковала по нему, что велела изготовить его деревянное подобие. В отличие от обыкновенных кукол оно ничем не нарушало сходства. О цвете лица и говорить нечего, — так верно он был соблюден, даже поры на коже, даже отверстия вушах были в точности изображены... человек и кукла лишь одним отличались другот друга: в человеке была душа, а кукла была лишена оной. Когда же дама увидела сие подобие, столь верно изображавшее живого человека,то интерес ее остыл, а на душе стало жутко и тяжело. Скоро остыла в ней и любовь, акукла стала так противна, что дама выбросила ее».

А что знаете вы об искуссстве Японии и Китая?

 

Оффлайн Андрей

  • Избранный член клуба Филологии 2.0
  • Постоялец
  • *****
  • Сообщений: 158
  • Storia di un grande amore
Re: Искусство Китая и Японии
« Ответ #1 : 06 Март 2009, 20:52:35 »
В принципе, подход к Срединному характерен не только для искусства. Еще Будда проповедовал, что человеку необходимо идти Срединным путем. Что, видя Добро и Зло, не стоит примыкать ни к тому, ни к другому. Потому что с течением времени белое становится черным, а черное - белым, Добро становится Злом, а Зло - Добром. И, играя на одной стороне, ты непременно, став перед проблемой выбора, ошибешься. Ведь в конечном итоге ты будешь бороться против того, за что стоишь. И только Срединный путь исключает подобную возможность. Можно сказать, Будда был основоположником диалектики. И буддизм очень популярен в Китае.

И, как мне кажется, сейчас подобные идеи становятся популярны и среди европейцев. Обратите внимание, в Европе все больше буддистов. И не вследствие притока мигрантов. А именно среди коренных европейцев. Очень много буддистов в последнее время появилось в такой, казалось бы, исключительно католической стране как Италия.

Но многое, конечно, непонятно человеку с европейским менталитетом в искусстве Японии и Китая. И это непонятное, наверное, - отражение менталитета. Например, одно из качеств - феноменальная четкость.

В произведении Цутому Минаками "Картинка в волшебном фонаре" происходит убийство художника. И автор, желая показать потрясение местных жителей убийством приводит следующую фразу: "От неожиданности он ошибся при расстановке фигур на прилавке". А представьте, как отреагировали бы в произведении европейского (или американского) автора на убийство соседа, близко знакомого человека и т.д.
Я двадцать лет знал его и всегда ненавидел, и всегда восхищался, и всегда по-рабски боялся его.

Оффлайн Ольга Лукьянова

  • Администратор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 315
Re: Искусство Китая и Японии
« Ответ #2 : 02 Май 2009, 01:20:20 »
Очень остроумные притчеобразные китайские сказки. Любопытно сравнить с русскими. http://www.djembuka.ru/stories/china-stories.php