Автор Тема: кино по мотивам литературной классики  (Прочитано 8770 раз)

Оффлайн Kalashnikova

  • Филологи 2.0
  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 22
Предлагаю обсуждать здесь современные (постсоветские) фильмы и сериалы, снятые по мотивам литературной классики (классика в широком смысле). На память приходят сравнительно недавние экранизации романов "Мастер и Маргарита" Булгакова, "Идиот" Достоевского, "Доктор Живаго" Пастернака (все не вспомнить). И конечно, только что прошедшие в кинотеатрах "Возвращение мушкетеров", "Необитаемый остров".
Больше всего лично меня интересует вопрос сериальных экранизаций. С одной стороны, не знаю ни одного филолога, которому бы понравилась хотя бы одна из них. И это несмотря на то, что в отличие от фильма формат сериала позволяет детально проработать почти все линии персонажей, все сцены даже самого объемного романа, несмотря на хорошие актерские работы (не все, но многие) и т.д. С другой стороны, нельзя отрицать популяризаторскую роль подобных экранизаций. Как вы знаете, ряд экранизированных романов вновь становятся бестселлерами.

Так почему все-таки сегодня никак не удается сделать достойный сериал по мотивам классики? Даже фильмы по мотивам известных романов сегодня заметно, на мой взгляд, уступают по качеству соответствующим фильмам (даже многосерийным) советского времени, таким как "Война и мир", "Анна Каренина", "Идиот", "Мертвые души"? Или это просто филологические придирки?)

Оффлайн Андрей

  • Избранный член клуба Филологии 2.0
  • Постоялец
  • *****
  • Сообщений: 158
  • Storia di un grande amore
Re: кино по мотивам литературной классики
« Ответ #1 : 18 Февраль 2009, 18:24:34 »
Дело в том, что сериал и "нормальный" фильм, как мне кажется, - 2 принципиально разные вещи.

В фильмах по мотивам классики главное для Режиссера было передать авторский взгляд, те идеи, которые Автор заявлял в своем произведении (Здесь именно большие буквы). А это рассчитано на соответствующий эмоциональный подтекст, вовлечение читателя (зрителя) в процесс развития сюжета.

Сериалы ставят своей главной целью - срубить бабла. Приходит человек (обычный человек) домой с работы. Он устал, дома еще чего-то делать надо. Тут уже не до высоких материй. Завалиться бы на диван перед ящиком и посмотреть сериал про милицию, неотложку, пожарных, цыган и т.д. Причем, обратите внимание, наиболее рейтинговые сериалы - те, в которых каждая новая серия - новый эпизод из жизни героев (новое дело, пожар, стрелка). Из противоположностей могу вспомнить разве что Incantesimo, но это уже совсем другая история.

А тянуть сюжет на много серий, т.е. разбивать его. Это уже приводит к рассеянию внимания и привязки его к каким-то сюжетным перипетиям, а не к сути. Возможно, поэтому, сериалы и не приносят удовлетворения людям, которые ждут от них глубины анализа. Да, собственно говоря, кому из сегодняшних российских телевизионщиков под силу создать шедевр (ну или просто неплохой фильм)? Мне кажется, никому.

Кстати, на Западе сериалы, как правило, вообще считаются низшим сортом. И актеры, там играющие, имеют очень немного шансов пробиться наверх.
Я двадцать лет знал его и всегда ненавидел, и всегда восхищался, и всегда по-рабски боялся его.

Оффлайн Наташа Выговская

  • Филологи 2.0
  • Постоялец
  • *
  • Сообщений: 237
Re: кино по мотивам литературной классики
« Ответ #2 : 18 Февраль 2009, 21:38:41 »
Цитировать
Кстати, на Западе сериалы, как правило, вообще считаются низшим сортом. И актеры, там играющие, имеют очень немного шансов пробиться наверх.

Не согласна! А как же "Гордость и предубеждение" - замечательный сериал Би-би-си по роману Дж. Остин, а сериал той же компании "Джейн Эйр" с Тимоти Далтоном?? Колин Ферт сделался известным именно благодаря этому сериалу,а потом только попал в "Дневник Бриджиты Джонс". А как же "Дживс и Вустер" по произведениям Вудхауса? Прекрасная работа, по-моему.
Английские экранизации сделаны очень аккуратно и бережно по отношению к оригинальному тексту.

Русские тексты более многослойны и идейно сложнее, отсюда трудность прочтения авторского взгляда, привнесение своих субъективных смыслов+местами желание адаптировать это все под зрителя, вот и получается пособие для старшеклассников, которым лень читать классику.

Кстати, считаю "В круге первом" очень неплохой экранизацией.

Оффлайн Андрей

  • Избранный член клуба Филологии 2.0
  • Постоялец
  • *****
  • Сообщений: 158
  • Storia di un grande amore
Re: кино по мотивам литературной классики
« Ответ #3 : 19 Февраль 2009, 17:14:53 »
Наташа! Я в данном случае говорил про массу. Да, можно выделить отдельные более-менее успешные проекты (именно проекты). И можно найти мнения про ряд актеров из серии: "Он загубил себя, играя в сериалах". Т.е. да, в некоторых товарищах можно увидеть что-то, что потом станет для них трамплином. Просто, абсолютное большинство сериалов вообще не предполагает вдумчивой игры. Кстати, лучшие актеры Голливуда (именно лучшие, а не раскрученные) в сериалах не снимались, а пришли из театра.

Не согласен, что проблема в соблюдении и сложности текста. И в качестве примера могу привести отечественную экранизацию С. Моэма "Театр". Строго по тексту, со многими персонажами замечательно угадали. Но это из серии "Не верю". Хотя, английский вариант от Сабо вообще ниже всякой критики.

Цитировать
Русские тексты более многослойны и идейно сложнее
Возможно, именно поэтому в ряде случаев не удалось снять удачный фильм (даже не сериал) по ряду и иностранных произведений.
Я двадцать лет знал его и всегда ненавидел, и всегда восхищался, и всегда по-рабски боялся его.

Оффлайн Kalashnikova

  • Филологи 2.0
  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 22
Re: кино по мотивам литературной классики
« Ответ #4 : 25 Февраль 2009, 21:16:46 »
Не могу полностью согласиться с Андреем. 1. Сериал сериалу рознь. Возьмем хотя бы знаменитый сериал "Пуаро" с Дэвидом Сушэ. Более тонкой игры Пуаро я не видела ни в одном фильме! Сушэ настолько подробно проработал своего персонажа, изучив все возможные материалы и воспоминания по теме (одна из редких экранизаций, где "как" оказывается важнее, чем "что": многие смотрят "Пуаро" только из-за Сушэ), что ни у кого язык не поворачивается назвать "Пуаро" сериалом, а в программках он значится как многосерийный фильм. 2. По поводу актеров. Сальма Хаек - не самая плохая актриса - снималась в сериалах. Джордж Клуни стал известен благодаря сериалу. Что касается наших сериальных актеров, большинство из них работают в лучших московских и петербургских театрах. Сериал  для них - средство выживания, потому как в Голливуде знаменитые актеры, снявшись в полнометражке, покупают самолеты и виллы, а у нас актерскими  гонорарами раздают долги! 3. по поводу качества игры в сериалах. Согласна, что актеру физически и эмоционально крайне трудно выдерживать нагрузки российских съемок вообще и тем более в сериалах (у нас съемки могут длиться вообще почти сутки! И так несколько раз в неделю!). Отсюда и столько сердечных приступов на съемочных площадках у нас. Конечно, если играют ЧЕСТНО.  А в Голливуде создаются все условия, подписывается контракт, предполагающий сон актера не менее 10 часов в сутки и т.д. и т.п. У нас и в Советское время актрисы навсегда лишались возможности иметь детей, раз застудившись в ледяной воде осеннего водоема на съемках сцены купания. А в Голливуде всегда суровые условия только имитировались с помощью теплого бассейна и др. комфортных оборудований. Так что даже сравнивать не стоит. И даже в таких скотских условиях многие наши актеры остаются Артистами с большой буквы и в формате сериалов. И с большим уважением и трепетом относятся к экранизации классики, даже если ее создатели руководствуются совсем иными антитворческими мотивами.
« Последнее редактирование: 25 Февраль 2009, 21:28:27 от Kalashnikova »

Оффлайн Андрей

  • Избранный член клуба Филологии 2.0
  • Постоялец
  • *****
  • Сообщений: 158
  • Storia di un grande amore
Re: кино по мотивам литературной классики
« Ответ #5 : 26 Февраль 2009, 15:00:58 »
В чем-то могу согласиться. В чем-то нет.
Дэвид Суше - идеальный Пуаро. Все остальные - не тот уровень. Сам с удовольствием посмотрю. Но, во-первых, это как раз пример сериала, где новая серия - новый сюжет (с редкими исключениями), а не продолжение предыдущей, с чего как раз и начиналось обсуждение.
Во-вторых, сюжет в ряде серий был воспроизведен просто безобразно. Яркий пример - "Убийство на поле для гольфа". Ничего от Агаты Кристи не оставили, превратив супер-сюжет в обыкновенную мелодраму.

Цитировать
Джордж Клуни стал известен благодаря сериалу. Что касается наших сериальных актеров, большинство из них работают в лучших московских и петербургских театрах. Сериал  для них - средство выживания, потому как в Голливуде знаменитые актеры, снявшись в полнометражке, покупают самолеты и виллы, а у нас актерскими  гонорарами раздают долги!
Не буду спорить по поводу конкретных персоналий. Приведу один пример. Когда недавно AC Milan приобрел Дэвида Бэкхема, на многих ресурсах появились идеи типа: "Теперь в Милан приедут Джордж Клуни и Брэд Питт на съемки фильма "120 друзей Бэкхема". Т.е. репутация у них, мягко говоря, неоднозначная. Но, поймите правильно, я ни в коем случае не хочу оскорбить ничьи чувства, может у кого-то из участников дискуссии Джордж Клуни - любимый актер.

Цитировать
в Голливуде создаются все условия, подписывается контракт, предполагающий сон актера не менее 10 часов в сутки и т.д. и т.п. У нас и в Советское время актрисы навсегда лишались возможности иметь детей, раз застудившись в ледяной воде осеннего водоема на съемках сцены купания. А в Голливуде всегда суровые условия только имитировались с помощью теплого бассейна и др. комфортных оборудований. Так что даже сравнивать не стоит.
Не согласен, что честная игра завязана на схожести условий с реальностью. Хотя зерно истины улавливаю. Конечно, лучше всего был бы вариант "Симоны" с заменой живых актеров качественными компьютерными изображениями. Тут-то точно был бы простор у талантливого режиссера, чтобы он не зацикливался на требованиях актеров вроде высоты фургончика (пример из той же "Симоны").

Ради интереса недавно посмотрел серию одного из современных российских сериалов. Честно говоря, пришел в ужас. Правда, возможно, дело в том, что этот конкретный просто ужасен сам по себе.
Я двадцать лет знал его и всегда ненавидел, и всегда восхищался, и всегда по-рабски боялся его.

Оффлайн Наташа Выговская

  • Филологи 2.0
  • Постоялец
  • *
  • Сообщений: 237
Re: кино по мотивам литературной классики
« Ответ #6 : 01 Февраль 2011, 17:23:05 »
"Отцы и дети" Авдотьи Смирновой - прекрасный фильм.
Даже пальцы Базарова совпали с моими книжными ожиданиями.
Хотя Павел Петрович показался в фильме более симпатичным, чем в книге.

Просмотр фильма натолкнул на неожиданный вывод, вероятно,сценаристы и режиссер, как и сам Тургенев, к этому не стремились, но вывод таков. Базаров нигилист, и поэтому он самоуничтожился. В этом есть ирония, только вряд ли тургеневская, ибо нам вбивали в голову, что смерть возвеличивает Базарова, что это знак авторской симпатии. А с моей точки зрения, останься он жив, был бы сельским барчуком, глупым от самоедства и толстым от родительской заботы.