Автор Тема: Б. Вербер  (Прочитано 3815 раз)

Оффлайн Наташа Выговская

  • Филологи 2.0
  • Постоялец
  • *
  • Сообщений: 237
Б. Вербер
« : 03 Январь 2009, 13:05:55 »
популярный автор. Привлекательный сюжет. Широкий читательский горизонт. А писатель ли автор?
Произведение "Мы боги..." - на мой взгляд, собрание пересказанных мифов древней Греции в кратком изложении. Мифы подаются как лекционные материалы, кот. герои прослушивают на занятиях, будучи на Олимпе. Вместе с тем герои оказываются в детективном сюжете, где в раю ?!! происходят убийства . Возникает опасение, что автор умело комбинирует жанры, чтобы привлечь большую аудиторию, по сути жонглирует различными массовыми жанрами, такими как детектив, фэнтези, жанр боевика (считаю, что таковой выделяется хотя бы потому что существуют целые серии книг, по которым пишутся сценарии кинобоевиков), но они не подчинены никакой центральной идее и не несут глубокого смысла. Все это позволяет думать, что данное произведение -  продукт массовой литературы и коммерческий проект. 

Считаете ли вы Вебера серьезным автором, который может попасть в классики и почему?
« Последнее редактирование: 12 Февраль 2009, 20:36:08 от Ольга Лукьянова »

Оффлайн Ольга Лукьянова

  • Администратор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 315
Re: Б. Вебер
« Ответ #1 : 12 Февраль 2009, 15:59:00 »
Не могу с вами согласиться. На мой взгляд, Б. Вербер - серьезный писатель с достаточно стройной концепцией. Если обратиться к его рассказам, то в них очевидны два лейтмотива творчества Вербера. 1. Необходимость, по выражению формалистов, преодоления "автоматизма восприятия" бытия. По мысли Вербера, человечество живет стереотипами, штампами, что прекрасно иллюстрирует рассказ "Царство видимого", где герой начинает видеть не людей или предметы окружающего мира, а их словарные определения и описания: "Вместо своего отражения он увидел надпись: "Человек (1 метр 70 сантиметров, 65 килограммов, внешность заурядная, вид усталый, очки. существует для того, чтобы выявлять ошибки системы)". Для преодоления стереотипного мышления, по Верберу, нам необходимо почаще задумываться : "А вдруг все не так, как мы это себе представляем?". Такова и "миссия" его произведений, где очевидные и всем известные вещи, сущности, верования и представления оказываются вовсе не такими, какими мы привыкли их видеть. Поэтому рука поднимает бунт против человека, а деревья оказываются мыслящими существами.
 2 важнейший аспект его мировоззренческой концепции - это идея бесконечно повторяемой иерархии отношений во Вселенной. Человек считает себя выше, умнее, развитее всех тварей на земле, заводит домашних питомцев, использует их для научных экспериментов, тогда как сам он вполне, по мнению Вербера, может быть таким же объектом манипуляции и эксплуатации других существ, будь то инопланетяне или языческие божества разных народов (религиозный аспект здесь оказывается не важен). Боги высших измерений, в свою очередь, играют с "Молодыми богами" язычников так, как те играют со смертными. И так бесконечно.  При этом поведенческая модель человечества и его умственный потенциал глазами "высших существ" ничем не отличается от поведения и уровня развития животных и насекомых глазами наших исследователей. Показательны рассказы "Научимся их любить", "Школа молодых богов" и "Запах", где падение зловонного космического объекта, который мы старательно покрываем всеми известными нам видами герметических материалов, дабы избавиться от удушающего запаха,  оказывается не более чем соринкой в устричной раковине, будущей жемчужиной в понимании инопланетного существа. По мнению Вербера, некоторые животные и насекомые виды, например, муравьи, ошибочно воспринимаются учеными как примитивно развитые существа. Мир людей - это проекция мира животных. Поэтому мы не имеем тех прав в их отношении, какие сами себе дали: "у нас (молодых богов) тоже есть свои заповеди: 1. Охранять жизнь. все формы жизни. Ни одна не должна стать важнее другой. 2. Не позволять человеку играть роль бога. Все опереточные доктора Франкенштейны должны быть уничтожены своими созданиями". 
« Последнее редактирование: 12 Февраль 2009, 20:35:30 от Ольга Лукьянова »