Автор Тема: Из истории филологии: о чем мы не знаем?  (Прочитано 5409 раз)

Оффлайн Ольга Лукьянова

  • Администратор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 315
Что мы знаем из истории филологии? Индийская Филология дала великих грамматистов (Панини, приблизительно 5–4 вв. до н. э.; Патанджали, 2 в. до н. э.) и, позднее, теоретиков стиля; свою филологическую традицию имела культура Древнего Китая (Лю Се, 5–6 вв., и др.). Однако традиция европейской Филологии, не знакомой с достижениями индийцев вплоть до нового и новейшего времени, всецело восходит к греческим истокам, у её начала стоит школьное комментирование Гомера. В софистическую эпоху (2-я половина 5 – 1-я половина 4 вв. до н. э.) складывается социальный тип образованного «умника»-интеллектуала, а литература достаточно обособляется от внелитературной реальности, чтобы стать объектом теоретической поэтики и Филологии. Среди софистов наибольшие заслуги в подготовке филологических методов принадлежат Протагору, Горгию, Продику; греч. теория литературы достигла полной зрелости в «Поэтике» Аристотеля. Эллинистическая Филология (3–1 вв. до н. э.) отделяется от философии и переходит в руки специалистов – библиотекарей Александрии (см. Александрийский мусейон) и Пергама, которые занимались установлением корректных текстов и комментированием классических авторов. Дионисий Фракийский (приблизительно 170–90 до н. э.) окончательно оформил учение о частях речи, принятое и поныне.

Однако, есть и другой аспект истории филологии, который, как правило, не упоминается в учебниках. Одно из старейших книгохранилищ было обнаружено в развалинах Сиппара в Шумере. Рядом с храмом археологи обнаружили остатки другой постройки – поменьше,
и в одной из комнат увидели компактную груду глиняных табличек. Расшифровка    показала,   что   это   не только  гимны, трактаты,  религиозные   и дидактические тексты, но и словари, буквари и даже учебники по стихосложению (Быть может, здесь и зародилась теории литературы?). Вероятнее всего, то была библиотека школы при храме.
В   библиотеке  ассирийского царя  Ашшурбанипала (669 – 633гг. до н.э.)    книги   –      таблички тщательно переписывались ясной и изящной клинописью и отлично обрабатывались в библиографическом и редакционном отношениях. Фонд включал в себя наряду с религиозными и магическими текстами словари и справочники по лексике и грамматике (!).