Автор Тема: История книгопечатания: к чему не прикасалась рука китайца...  (Прочитано 2792 раз)

Оффлайн Ольга Лукьянова

  • Администратор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 315
Далеко не все знают, насколько велика роль Китая в истории книгопечатания и редакторского дела. Постараемся осветить наиболее значимые аспекты данного вопроса, используя методические материалы Шпаковских: http://window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=14001&p_page=1 

 1. Изобретение печати. Ксилография. Изобретение бумаги создало экономические и технические предпосылки второго замечательного изобретения китайцев печати. В VIII-IX вв. в Китае утвердился и другой способ массового снятия копий – ксилография. Суть простейшей ксилографии такова: на деревянной доске рисуется в зеркальном отражении текст и, если надо, изображение. Затем часть древесины между буквами удаляют. Получается рельефная выпуклая печатная форма. Рельеф смазывают краской и прижимают к бумаге. Краска переходит с формы на бумагу, и готовый оттиск оказывается прямым изображением. В Китае печатали на одной стороне листа, оставляя обратную чистой.

2. Брошюровка. Поначалу отпечатанные листы принято было склеивать в длинную ленту и сворачивать в свиток. Поэтому через некоторое время нашли другой способ брошюровки: сгибать лист отпечатанной стороной наружу и спаренные листы у корешка так, чтобы при перелистывании пустых страниц не было видно. Склеивание большого количества листов – занятие трудоемкое, поэтому в XIV- XV вв. листы стали прошивать насквозь. Такой метод брошюровки применяется и сегодня.Однако ксилография не удовлетворила китайских изобретателей. Уже в 1040-1048 гг. кузнец Пи Шен изобрел наборный процесс. (В Европе это
изобретение повторено только четыре века спустя). Он брал вязкую глину и вырезал из нее тоненькие рельефные печатные знаки, для каждого иероглифа отдельные. Эти печатные знаки-литеры он обжигал на огне, чтобы сделать их твердыми. Затем набирал нужный текст, вставляя литеры в железную рамку, брал металлическую пластинку, покрывал ее смесью сосновой смолы, воска и бумажной золы, разогревал и прижимал к набору. Когда доска остывала, литеры прочно приставали к пластинке. Оставалось смазать форму краской и
печатать. После печатания форму разогревали, литеры отклеивались. Их можно было расставить заново в другом порядке для другого текста. Китайцы продолжали совершенствовать технику наборного процесса печати, и в XIII в. у них появились оловянные и деревянные литеры, а у корейцев, перенявших этот способ, – более прочные медные литеры (1392). Справедливости ради, следует все же сказать, что наборный шрифт так и не
вытеснил в Китае сплошную ксилографию.

3. Многоцветная печать была изобретена в Китае в 14 веке.

4. Энциклопедии. Первые      большие   энциклопедии,   подготовленные   целыми
коллективами ученых, появились также в Китае во второй половине X в. Крупнейший китайский энциклопедический словарь был составлен в XV в. и включал 11 915
томов, 22 927 глав. Его создавали 2169 человек.

5. Периодика. Давними традициями может гордиться и китайская периодика. Ее начало
обычно относят к VII-X вв. н. э.. когда появилась ежедневная газета «Ди бао»
или «Дзин бао» («Столичные ведомости»). Такая тяга к новостям вполне объяснима, так как уже в это время значительная часть китайского населения была грамотной. В 1675 г. в Китае
побывало русское посольство во главе с Николаем Милеску Спафарием, одним из наиболее просвещенных людей той эпохи. Спафарий сделал в дневнике такую запись: «Учение их и грамоту и как почитают, из сего можно познать, что ни одного человека нет, который бы был неучен и неграмотен… Не отыщешь и между мужиками, который бы до пятнадцати летнего возраста грамоте не обучен был… и который бы писать не умел. И так в Китае не смотрят благородия… бо у них благороднейший есть, который ученейший…хотя от простых людей родился».

6. Китайская культура, несомненно, оказала влияние и на зарождение иероглифического письма и у соседних народов: во Вьетнаме с начала нашей эры, в Корее и Японии с III в. н. э.