Автор Тема: Грамотность в Древней Руси...  (Прочитано 9596 раз)

Оффлайн Ольга Лукьянова

  • Администратор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 315
Грамотность в Древней Руси...
« : 24 Июнь 2009, 11:11:41 »
До сих пор живы различные мифы об уровне грамотности населения Древней Руси. Одни уверены, что люди того времени были поголовно безграмотны. Другие считают, что грамотность была привилегией лишь высших сословий и монашества. Поэтому я решила привести здесь тексты некоторых исторических документов.
Летопись 1030 года сообщает, что князь Ярослав Мудрый, придя в Новгород, собрал “от старост и поповых детей 300 учити книгам” . В житиях некоторых новгородских святых, написанных ещё в средние века, рассказывается о том, что они учились в школах, причём об этом говорится как о вещи, вполне обычной. Наконец, на знаменитом Стоглавом соборе в 1551 году прямо заявлено: “Прежде сего учишица бывали в российском царствии на Москве и в Великом Новгороде и по иным градам” . Обилие найденных Новгородских берестяных грамот дало новую жизнь этим свидетельствам, показав, что обучение грамоте действительно было в Новгороде хорошо поставленным делом.  
 Тексты Новгородских берестяных грамот содержали в основном бытовую информацию и зачастую очень любопытную.
Находка грамоты № 3 дала археологам первое древнерусское письмо шестисотлетней давности: “Поклон от Грихша к Есифу. Прислав Онанья. молви... Яз ему отвечал: На реки ми Есиф варити перевары ни на кого. Он прислал к Федосьи : вари ты пив, седишь на безатьщине, не варишь жито...”. сиф, которому послана грамота, - господин, феодал, землевладелец. Грихша,  автор письма, - приказчик Есифа. Федосья - зависимая от Есифа крестьянка, она сидит на “безатьщине”, то есть пользуется каким-то выморочным участком земли, прежний владелец которого обязан был варить пиво в пользу Онаньи. Онанья потребовал у Грихши, а затем и у самой Федосьи. чтобы она варила для него пиво. Однако времена перемешались. Выморочный участок оказался в руках Есифа, который поместил на него Федосью. На этот участок распространилось исключительное право Есифа взимать доходы в свою пользу - иммунитет нового владельца, отрицающий права любых других лиц на вмешательство в его владения. Грихша в своем письме цитирует и Онанью, и самого себя, не утруждаясь переводом прямой речи в косвенную.
Вот хозяйственное письмо приказчика своему господину: “Поклон от  Михаили к осподину Тимофию. Земля готова, надобе семяна. Пришли, осподине, целовек спроста, а мы смием имать ржи без твоего слова”. Л.В. Черепнин привел много свидетельств того, что в средние века семена для посева находились под особым контролем владельца земли. Ведь от их сохранности и правильного распределения зависели урожай и главные доходы владельца. Без специального распоряжения феодала даже приказчик не рисковал поступить по своему усмотрению. “Пришли это распоряжения поскорее, - просит Михаил Тимофея, - Земля уже вспахана”.
 Вот духовное завещание: “Во имя отца и сына и святого духа. А аз раб божии Михаиль, отхождя живота сего, пишю рукопсание при своем животе, что ми Кобилькеи 2 рубля ведати...”

     Вот начало закладной грамоты: ” Се соцетеся Бобр с Семёном на полотерея рубля на 3 годы полоцветертынатуя гриви, а рубл... “-”Сошлись Бобр и Семён на два с половиной рубля на 3 года 13 с половиной гривен, а рубль...”
Грамота № 43: “ От Бориса к Ностасии. Како приде ся грамота, тако пришли ми целовек на жерепце, зане ли  здесе дел много. Да пришли сороцицю, сороцице забыле.” Борису, находящемуся где-то  вне Новгорода, понадобился конь для разъездов. Он просит немедленно прислать ему слугу на жеребце. Очевидно, Борис богатый человек и у него много слуг. Если бы слуг было немного он позвал бы по имени того, который ему нужен; здесь же Борис полагается на выбор самой Настасьи. Заодно она должна прислать ему забытую дома рубашку.
 Вот грамота, написанная в середине XIII века: “От Микиты к Улиану. Пойди за мьне. Яз тьбе хоцю, а ты мьне. Ана то послух Игнат Моисиев... “. Это обрывок самого древнего дошедшего до нас брачного контракта. Микита просит Ульяну выйти за него замуж, называя здесь же Игната Моисеевича свидетелем со стороны жениха.
Вот текст грамоты, найденной при раскопках на улице Кирова в слое второй половины XIV века: “Поклон от Гаврилы Песени к зятю моему Григорию, к куму и к сестре моей Улите. Поехали бы вы в город к радости моей, а своего обещания не отложили. Дай бог вам радости. Мы    же все свое обещание помним.

Берестяные грамоты писали и князья, и купцы, и ремесленники, и крестьяне, и мужчины, и женщины, что свидетельствует об очень высоком уровне грамотности Новгородского населения Древней Руси.
 Новгородцы постоянно писали и читали письма, рвали их и выбрасывали, как мы сейчас рвём и выбрасываем ненужные или использованные бумаги. Береста была чем-то вроде дешевой бумаги.  Выдающийся писатель и публицист конца XV - начала XVI столетия Иосиф Волоцкий, рассказывал о скромности монашеского жития основателя Троице - Сергиева монастыря Сергия Радонежского, жившего во второй половине XIV века, писал: “Толику же нищету и нестяжания имеяху, яко в обители блаженного Сергия и самые книги не в хартиях писаху но на берестех. “ Монастырь при Сергии, по словам Иосифа Волоцкого, так не стремился к накоплению богатств и был так беден, что даже книги в нём писались не на пергаменте, а на бересте. Кстати, в одном из старейших русских библиотечных каталогов - в описании книг Троице - Сергиева монастыря, составленном в XVII веке, упоминаются “свёртки на деревце чудотворца Сергия.”
 

Оффлайн Don Miguel

  • Избранный член клуба Филологии 2.0
  • Постоялец
  • *****
  • Сообщений: 229
Re: Грамотность в Древней Руси...
« Ответ #1 : 28 Июнь 2009, 21:35:05 »
Есть такое дело, что византийцы, а соответственно - греки, ввели в традицию создание культурно-просветительских центров при монастырях и крупных церквях. Эти центры занимались не только обучением грамоте - письму, арифметике, геометрии, но и ремеслу - гончарному делу, иконописи и пр... С введением православия на Руси, такие центры при монастырях стали образовываться и у нас - Киев, Владимир, Великий Новгород и так далее. Первыми учителями были греки. В общем-то грамотность изначально была уделом "избранных" - далеко не всем удавалось поучиться при монастырях.