Клуб Филологии 2.0

Филологам 2.0 => Языки и лингвистика => Тема начата: Ольга Лукьянова от 09 Январь 2009, 13:56:36

Название: Кризис русского языка
Отправлено: Ольга Лукьянова от 09 Январь 2009, 13:56:36
В России большой популярностью пользуются курсы иностранных языков. Но свой родной язык мы в большинстве своем знаем очень плохо не только на уровне грамматики, но и в плане орфоэпии и лексики. Даже от филолога иногда приходится слышать, как он  хочет «позвОнить» или «ПОКУШАТЬ», хотя всем нам в университетах рассказывают, что нужно «звонИть», а не «звОнить», а глагол «кушать» уместен лишь в тех случаях, когда речь идет о маленьких детях или о большом начальнике (барин изволил откушать), да и то в шутку. В Советское время журналистов штрафовали за каждую ошибку в эфире. Теперь же неправильно поставленное ударение в новостях на государственных каналах — в порядке вещей. Почему так происходит и как с этим бороться? 8)
Название: Re: Кризис русского языка
Отправлено: Наташа Выговская от 12 Январь 2009, 22:24:29
Согласна с предыдущим оратором). Действительно, наблюдаю это на практике (преподаю английский язык в одной известной компании). Основы по русскому языку и литературе не были заложены у теперешних взрослых дядей от 30 до 40, студентам сначала нужно объяснить некоторые правила русского языка (самые простые), чтобы потом проходить более трудный материал. Мозг отвык ориентироваться в языке. Он его не чувствует. На мой взгляд, проблема в том, что большинство студентов не умеет пользоваться богатствами русской речи, поэтому им трудно сопоставлять, сравнивать, выявлять сходства и различия между двумя языками; об уровне грамматики я не говорю, споры о языковых нормах самые частые среди собеседников филологов.
Когда-то на лекциях по истории языка мне запомнились слова о том, что детей обучали по книгам, как и сейчас, и они начитывали литературу (в то время церковную), а потом начинали говорить грамотно. Действительно, сколько примеров доказывают, что начитанный ребенок строит предложения правильнее и мыслит четче, чем ребенок, где чтение не было привито родителями. А ведь иностранный язык - это тоже начитывание текстов. Ведь по сути нужно применить тот же книжный опыт, полученный в раннем детстве, но у многих его и нет, отсюда колоссальные сложности в усваивании материала. Так что я одновременно решаю несколько задач:обучить строить мысли четко, уметь подобрать другие варианты для ее выражения, аргументировать свою точку зрения, уметь задавать вопросы и воспринимать информацию. Понимаю, что многие учебные пособия этой "книжного" сиротства не принимают в расчет. Так что с причиной я определилась, а вот читальный класс должен быть:аудио книги в пробках - это большой шаг к восстановлению "обогащенной" речи
Название: Re: Кризис русского языка
Отправлено: Андрей от 20 Январь 2009, 17:46:30
Мне кажется, что кризис русского языка во многом обусловлен тем, что в ряде профессиональных областей он неприменим. Увы, но это так. И это проблема не только русского, но и многих других языков.
Название: Re: Кризис русского языка
Отправлено: Ольга Лукьянова от 21 Январь 2009, 11:28:58
Андрей! Не могу с вами согласиться. 1. Мы все много общаемся за пределами профессиональной среды. Дома, в компании друзей, одноклассников, с родственниками и т. д. И круг общения вне работы зачастую гораздо шире, чем профессиональное сообщество. 2. Кризис русского языка касается не только устной речи, но и письменности. И я не думаю, что принадлежность к профессии, отличной от гуманитарной, оправдывает грубые орфографические ошибки на главной странице сайта ведущей компании России.
Название: Re: Кризис русского языка
Отправлено: Андрей от 22 Январь 2009, 13:43:10
Ольга, вообще ничто не может оправдывать грубых орфографических ошибок на сайте, в документах, ошибок в речи. По поводу речи еще, конечно, зависит от ситуации: иногда лучше не совсем грамотно построенная фраза, чем грамотное изложение прописных истин. А насчет профессиональной среды - это как один из аспектов.

Еще можно выделить в качестве одной из проблем - это всеобщая (есть исключения) нелюбовь к чтению. Конечно, ведь при чтении надо напрягаться, вчитываться, разбираться в написанном. Гораздо проще врубить телевизор, ведь там все скажут, расскажут, как к чему относиться и т.д. Уверен, имеется прямая корреляция: кто много читает (нормальная литература, а не ширпотреб), тот будет писать и говорить грамотно.

Ну и еще, конечно, уровень школьного преподавания русского языка находится на каком-то весьма странном уровне. До сих пор помню один случай, я тогда еще в начальной школе учился. Диктант. Пишу слово "жужжать", учительница зачеркивает одно ж, получается "жужать". :o
Название: Re: Кризис русского языка
Отправлено: Ольга Лукьянова от 22 Январь 2009, 15:54:26
Полностью разделяю ваше мнение по поводу связи всеобщей нелюбви к чтению и безграмотности в письменной и устной речи  :)
Название: Re: Кризис русского языка
Отправлено: Сергей от 22 Январь 2009, 22:01:15
Мне кажется, что кризис русского языка во многом обусловлен тем, что в ряде профессиональных областей он неприменим.
ОПА! :o Ну-ка поподробнее о том что нельзя описать на русском языке!
Название: Re: Кризис русского языка
Отправлено: Михаил Тимахов от 23 Январь 2009, 10:54:41
Сергей, русский язык велик и могуч, и из этого величия и вытекает то, что некоторые слова проще заменить иностранными, чем писать длинно и менее понятно на родном языке.

Например:
Дистрибьютор, ресейлер - по русски можно перевести как распространитель, посредник или перепродавец.
И таких примеров масса, в том числе и в ИТ.

Вопрос, как правильно подметил Андрей в нежелании напрягать мозг, проще слушать и впитывать, чем читать и анализировать материал. От этого и происходит своеобразная деградация языка, упрощение  и сокращение употребляемых слов в повседневной речи, и отчасти переход к жестикуляции.
Название: Re: Кризис русского языка
Отправлено: Сергей от 23 Январь 2009, 12:30:33
Чем "дистрибьютор" лучше "распространитель"? Кроме того что звучит вывернуто? Чем "менеджер" лучше "управляющего"?

Это всё происходит из-за того что некоторые массы людей любят всё заграничное и ненавидят всё родное. Считают всё что есть в России ущербно. И они стараются навязать нам Западные слова. Прошу заметить что именно Западные, а не Восточные. Те люди презирают Восток и Россию, так как считают что она относится к Востоку. Эти же люди пытаются вытеснить из нашего языка букву "ё".

Мне таких людей жалко, точно так же как проституток, которым нужно ложиться под клиентов за деньги и которые не имеют собственной гордости. Больше всего мне жалко людей которые в свою русскую речь начинают вставлять Западные слова и выражения.

P.S.
Название технологий единственное что переводить на русский я считаю бессмысленно.

P.P.S.
P.S. произошло от латинского "post scriptum", то есть «после написанного». А у нас из латыни много что есть. Возьмите хотя бы слово "душ" :)
Название: Re: Кризис русского языка
Отправлено: Андрей от 23 Январь 2009, 21:44:34
Слово "менеджер" в России вообще имеет искаженный смысл. В какой-то момент стало модно называться менеджерами. Вот и получилось: менеджер по продажам автомобилей, сотовых телефонов, носков и т.д. В последнее время начали искажать слово аналитик.

В профессиональной области зачастую импортное слово придется заменять пятью-шестью своими. И очень часто это - непозволительная роскошь.

Например, перевод слова "фреймворк". Каркас подойдет далеко не всегда. Да и платформа тоже.
Название: Re: Кризис русского языка
Отправлено: Сергей от 23 Январь 2009, 22:18:00
Так я не против импорта в русский язык слов, обозначающих что-то НОВОЕ и не существующие до у нас! Я против замены русских слов на иностранные!

Фреймворк, нетбук, хэш - это всё то чего раньше у нас не было, так что это нормальный процесс.

А вот менеджер, девелопер, клинер - это ужас!
Название: Re: Кризис русского языка
Отправлено: Андрей от 24 Январь 2009, 12:48:39
Так я и имею в виду импорт, который в последнее время приобрел какие-то катастрофические объемы. :o

И я против использования иностранных слов, когда есть удобные эквиваленты. Как я уже говорил, это лишь одна из проблем. А основная - это поголовная ненависть (не побоюсь этого слова) к чтению. А теперь представим: нынешнее поколение не хочет читать, чему оно сможет научить своих детей? Особенно значительный пласт общества, у которых из трех слов пять матерных.
Название: Re: Кризис русского языка
Отправлено: Ольга Лукьянова от 27 Январь 2009, 13:15:38
Не все понимают, что далеко не каждая книга может служить образцом русского литературного языка. Проблема в том, что подавляющее большинство воспринимает чтение как вид развлечения или источник информации (если речь идет о научной или другой познавательной литературе). Поэтому и книги выбирает соответствующие. Современная реальность устроена так, что работа, движение по карьерной лестнице, бег в колесе стали целью и смыслом существования многих. Все подчинено законам карьеры. Успешный человек - это человек, занимающий престижную должность и много зарабатывающий. Единственное, что мы в состоянии делать, когда не работаем, - это отдыхать. А отдых в этом случае - это расслабление умственных и душевных сил, которое возможно лишь в обнимку с телевизором или занятной книженцией, купленной в супермаркете. Классика заметно уступает массовой литературе в плане увлекательности сюжета. Да и "мозги  надо напрягать". Многие просто не понимают, зачем им это нужно, не видят смысла в духовной работе над собой. Ведь это не приносит денег, не упрощает быт, а лишь усложняет и без того запутанную жизнь.
Название: Re: Кризис русского языка
Отправлено: Сергей от 27 Январь 2009, 13:50:59
А вы о каком социальном классе рассуждаете? Или вы решили что общество однородно  :o
Название: Re: Кризис русского языка
Отправлено: Андрей от 27 Январь 2009, 14:15:55
Общество должно быть неоднородно, но, увы, становится все более однородным. И это большая проблема. Если мы посмотрим на современные ценности, то что окажется существенным для среднестатистического человека: работа (не обязательно хорошая, главное, чтобы по телевизору сообщили, что она престижная), счет в банке, накрученная тачка, кредитка и понтовые шмотки. Извиняюсь за подобный сленг. И где здесь место культуре, искусству, русскому языку?

Мы даже по современному "киноискусству" можем видеть проблему: когда-то общество искало героев, находило их. А теперь? По телевизору показывают бесконечные бригады, свадьбы в вегасе и т.п. Телеэфир забит дурнопахнущей субстанцией. Но ведь это пользуется спросом, популярно, иначе этого бы не показывали.

Современный герой для человека - он сам. Но дело не в том, что он такой хороший. Его мир замкнулся. Его не интересует собственное развитие, ведь оно его напрямую не касается, так что зачем. Ему нужен телевизор (источник знаний), IKEA, каталоги товаров, бульварные детективы. Нужна жратва, но не с целью утолить голод, а с целью впихнуть в себя побольше. Этого "императора" не волнует его язык. Он же великий, все должны понимать. И этот человек (как тут не вспомнить Диогена) - герой нашего времени. На него смотрит подрастающее поколение, смотрит и подражает. И если когда-то у многих людей была врожденная грамотность, созданная их семьями, любовью к хорошему чтению, общей культурой, то сейчас даже грамотность, увы, лишь зазубренные правила без малейшего понимания сути. И это в лучшем случае. А, нахватавшись подонковского сленга, школьники вовсю начинают сдабривать унылые школьные сочинения сочными словами вроде "кросаффчег", "аффтор" и т.д.

А ЕГЭ скоро совсем убьет наш язык. Не нужны будут сочинения, нужно будет лишь бездумное запоминание конкретных ответов на конкретные вопросы.
Название: Re: Кризис русского языка
Отправлено: Сергей от 27 Январь 2009, 17:02:02
1. Андрей, вы кого описываете? Человека из какого слоя общества?
2. Зачем цивилизации 90% думающего населения? Во все времена образованны и думающих людей было 2%-5%! И этого всегда хватало! Так что сегодня ничего из ряда вон выходящего не происходит.
3. Какое отношение вы имеете к образованию? На сколько я могу предположить, вы потребитель данного продукта. А это значит, что не стоит судить о том о чём не знаете. ЕГЭ было введено людьми, которые располагают намного большим количеством информации нежели вы. Не обладая всей полнотой информации не делайте выводов, а если делаете, то оставляйте их при себе, а при разговоре подчёркивайте, что это именно ваше личное мнение, базируемое на минимальном количестве информации о данном вопросе.

P.S.
Благодаря тому что я являюсь аспирантом педагогического НИИ, я получил больше информации о ЕГЭ и других реформах образования, в том числе и от людей которые в этих реформах участвовали, и понял, что сделать однозначного вывода я теперь не могу. Раньше считал что эти реформы разрушительны.
Название: Re: Кризис русского языка
Отправлено: Андрей от 28 Январь 2009, 12:33:02
1. К сожалению, это можно сказать сегодня о людях из всех слоев общества. :-[

2. Вы считаете, этого хватало. А зачем тогда всеобщий минимум образования, имеющийся сегодня во всех адекватных странах, возможность получения бесплатного образования, которая тоже имеется зачастую. Ведь посмотрите, США сколько мозгов со всего мира качает. Видимо, их не устраивает 5%. А ситуация плачевна в том, что скоро может и этих 5% не оказаться.

3. И вот самый больной вопрос - образование. И стандартная российская проблема: если вы потребитель, то, как говорится, сидите и не рыпайтесь, да? А потом удивляемся, а почему нет российских ВУЗов в первой сотне хоть какого-нибудь рейтинга, кроме своего собственного. Я видел интервью известного ректора, где он рассказывал, что все это происки супостатов. И предложил наш герой потом свой критерий составления рейтинга - количество факультетов. А качество образования складывается не из презентаций вместо традиционных лекций, не из суперосциллографов в физических лабораториях и не из ноутбуков в учебных кабинетах.

И, наконец, ЕГЭ. Я не отрицаю, что теоретически это идея не самая плохая. Но посмотрите на ее реализацию. Сейчас вроде бы пошли по французской системе: выделили ряд ВУЗов, которые могут проводить свои экзамены. Хорошо. Но ЕГЭ был призван бороться с коррупцией, а в списке "элиты" есть значительное количество мест, поступление в которые превращается в сбор пожертвований. ;D Далее, я помню ситуацию прошлого года в МИРЭА, когда, пройдя в другие места, абитуриенты забирали свои результаты. В итоге в спешном порядке пересматривались проходные баллы, и было нехилое их падение.

К тому же, я не считаю внедряемую тестовую систему адекватной оценкой знаний. Литература - не набор фактов из произведений, история - не набор дат, физика - не голый ответ, а прозрачное выверенное решение.
Название: Re: Кризис русского языка
Отправлено: Ольга Лукьянова от 28 Январь 2009, 12:55:28
Предлагаю вам, Андрей и Сергей, создать отдельную тему, посвященную ЕГЭ. Тема актуальная. У ЕГЭ есть плюсы и минусы. Давайте их обсуждать. Может, к чему-то придем, сформулируем какие-то предложения и возможно через нашего аспиранта педагогического НИИ привлечем к обсуждению вопроса тех самых деятелей, от которых зависит принятие законов о ЕГЭ.  Подмигивающий Думаю, это вполне реально. Как вы считаете?
Название: Re: Кризис русского языка
Отправлено: Сергей от 29 Январь 2009, 12:28:20
Для Андрея
Видимо у нас очень сильно отличаются взгляды на мироустройство. А превращать тему в обсуждение наших взглядов не правильно. Думаю что стоит либо создать отдельную тему и проводить обсуждение там, либо устроить первую встречу Клуба Филологии 2.0 и оговорить всё там.

Для Ольги Лукьяновой
Не думаю что кто-то из специалистов захочет обсуждать ЕГЭ, так как это им наверняка изрядно надоело.
Название: Re: Кризис русского языка
Отправлено: Don Miguel от 25 Февраль 2009, 01:32:32
А мне кажется, что кризиса в русском языке нет и в ближайшее время не будет. Вот в латыни - кризис затяжной и ведущий к полному его исчезновению даже из медицины. А русский язык как раз очень бурно развивается, обогащается новыми словами, т.е. живёт бурно, ярко. И, кстати, ИМХО, никакой другой язык так не прогрессирует. Сравните "зону.ру" с любой другой языковой зоной - нигде люди не общаются на таком уровне, как у нас. Нет аналогов в мире. Человек совецкий раньше был самым читающим, а теперь человек постсовецкий - самый пишущий. Я считаю, что на постсовецком пространстве, в момент, когда совпало крушение государственного строя с разгулом "свободы слова" и развитием интернета, произошёл взрыв в развитии русского языка и русско-язычной "народной-спонтанной" литературы. И мы являемся свидетелями этого явления, пока ещё никем не оценённым по достоинству.
Название: Re: Кризис русского языка
Отправлено: Андрей от 26 Февраль 2009, 12:58:00
Ну, это как понимать кризис языка.
Если считать его суперразвитием вытеснение исходных слов иностранными эквивалентами (а это наблюдается практически во всех сферах), "подонковский сленг" и т.д., то да, развитие есть.

А если рассмотреть это самое вытеснение с критической позиции, соотнести его с повальным падением грамотности и интереса к родному языку, учесть кризис всей образовательной системы, то ситуация производит впечатление удручающей.

А насчет самой читающей и самой пишущей страны... Подобный "успех" ранее был эфемерным. Ведь будь подобное достижение истинным, оно не испарилось бы в пустоту.
Название: Re: Кризис русского языка
Отправлено: Don Miguel от 28 Февраль 2009, 02:38:51
Ну, это как понимать кризис языка.
Если считать его суперразвитием вытеснение исходных слов иностранными эквивалентами (а это наблюдается практически во всех сферах), "подонковский сленг" и т.д., то да, развитие есть.

А если рассмотреть это самое вытеснение с критической позиции, соотнести его с повальным падением грамотности и интереса к родному языку, учесть кризис всей образовательной системы, то ситуация производит впечатление удручающей.

А насчет самой читающей и самой пишущей страны... Подобный "успех" ранее был эфемерным. Ведь будь подобное достижение истинным, оно не испарилось бы в пустоту.

Кенгуру!  :)






















Если язык ничем не дополняется, если в нём не возникает новых слов - как извне, так и изнутри, то этот язык становится мёртвым. Примеры мёрвых языков мы знаем.

Что касается "вытеснения" - мне смешно. Загляните в греческий словарь и посчитайте сколько "русских" слов на самом деле - греческие. Так какой язык Вы считаете РУССКИМ? Древнеславянский может быть? Или тот, на котором мы с Вами говорим?

Про падение грамотности... Мне хочется цитировать булгаковского профессора Преображенского... Мне кажется, что Вы очень сильно оторваны от народа... О каком падении грамотности Вы говорите? В общем и целом грамотность народа выше, чем 20, 30, 40 лет назад. Поезжайте в деревню - там есть люди, которые очень плохо пишут и еле-еле читают... Просто Вы их раньше не видели, потому что они были отрезаны от Вас отсутствием коммуникаций. А теперь в деревне появляется дешёвый интернет и безграмотные люди садятся за клавиатуру и они пишут, а Вы их писанину читаете, хватаетесь за голову и стенаете о кризисе русского языка и системы образования... А когда система образования была хорошей? Я не знаю. Из ШЕСТИ школ, в которых я учился, хорошей была только одна, да и то в части математики, географии, английского языка и трудов - ну, преподаватели такие там попались... В ВУЗах - такая же ситауция. И это на пике развития социализма... Образование всегда зависело только от каждого конкретного ученика.  Хочешь учиться - учишься. Не хочешь/не можешь - запоминаешь то, что вбивает в голову средняя школа и чем пользуешься в повседневной жизни - язык на уровне первого класса, арифметика - больше ничего не надо. Народу больше ничего не надо.

По поводу истинности достижений и пустоты... Ну, если для Вас "зона.ру" является пустотой, то чьё интернет-пространство наполнено литературой и искусством? Чей народ так много пишет великолепных креативов? Я не знаю. Может быть Вы просветите?
Название: Re: Кризис русского языка
Отправлено: Cvrtis от 28 Февраль 2009, 04:52:32
Почему так происходит и как с этим бороться? 8)


Я давно уже заметила, что люди образованные очень любят поговорить о своей образованности и необразованности других. Люди образованные, как я понимаю, не в состоянии осознать, что людям необразованным приходится думать, на что бы "покушать", а не об уместности данного слова.
Мы уже двадцать лет живём в другой стране, но многие до сих пор не замечают, что государству нужны образованные люди, но задарма, плюс, ему нужны люди, с возможностями платить. Оно это чётко дало понять введя платное образование. То есть картина получается примерно такая: ты преуспеваешь в учебе? - ты нам нужен, конечно - можешь пройти, ты не преуспеваешь? - ну ладно, хотя бы денежки из тебя выжмем - тоже проходи, а у тебя и денег нет? - тогда топай отсюда, ничем тебе не поможем - сам выкарабкивайся.
В советское же время тебя из кино за шкирку вытащат и запихнут в какой никакой техникум.
Сейчас наша страна работает в одну сторону - она берёт. Тут даже бартером не пахнет. Психологом быть не надо, чтобы понять, что у человека не возникнет патриотического чувства к истории, культуре своей страны, которой он не нужен.

А вот вопрос: как со всем этим бороться? - я не поняла. Вы что, лично предлагаете какую-то программу? Ну так озвучьте её, пожалуйста. Чего зря разглагольствовать?

Касаемо того филолога - ну и что? Я по жизни пишу будто - через дефис (правда, потом исправляюсь... иногда, когда замечу). Язык, он чисто для коммуникации создан был. Если вы поняли, что вам сказали - язык свою функцию выполнил. Если нет, то здесь проблема в сложности языка. А делать из него культ - это с жиру только беситься.
Название: Re: Кризис русского языка
Отправлено: Ольга Лукьянова от 28 Февраль 2009, 19:31:20

 
Люди образованные, как я понимаю, не в состоянии осознать, что людям необразованным приходится думать, на что бы "покушать", а не об уместности данного слова.
Уважаемая Cvrtis,
1. Здесь речь идет не о "необразованных" людях, которым некогда думать о чем-либо, кроме хлеба насущного, а о тех, кто считают себя как раз "образованными", причисляют себя к т.н. элите и при этом не удосуживаются лишний раз заглянуть в словарь. Я вот слышу периодически в новостях такие перлы от "носителей русской культуры", что волей-неволей начинаю сомневаться, не изменилась ли в очередной раз норма нашего великого и могучего.) А те, кто проводят большую часть жизни перед телевизором, уже даже не сомневаются, уверенно говорят "нАчать" и "возбУждать". Знаете ли, работает не только зрительная, но и слуховая память. :D
Вы спрашиваете, а что собственно мы - образованные словоблуды, живущие "где-то там в высших сферах" и ничего не смыслящие в реальной жизни, - можем предложить?  ;)
1. Если бы у меня была соответствующая возможность, я бы предложила вернуть систему штрафов для журналистов за искажение русских слов в эфире, будь то ТВ или радио.
2. Я бы предложила ввести экзамен по орфоэпии и лексике для будущих и действующих  педагогов любых специализаций в школах, ВУЗах и колледжах.
3. Я бы ввела "Русский язык" как обязательный предмет на факультетах, не имеющих отношения к филологии и к гуманитарному знанию.
4. Я бы предложила провести серьезную социальную рекламу на ТВ и радио, благодаря которой чтение художественной литературы вошло бы в моду так же, как несколько лет назад благодаря тому же механизму пропаганды вошел в моду спорт. Я даже знаю, какой именно должна быть эта реклама, поскольку в свое время имела отношение к рекламному бизнесу. ;D   
А что предлагаете Вы?
То есть картина получается примерно такая: ты преуспеваешь в учебе? - ты нам нужен, конечно - можешь пройти, ты не преуспеваешь? - ну ладно, хотя бы денежки из тебя выжмем - тоже проходи, а у тебя и денег нет? - тогда топай отсюда, ничем тебе не поможем - сам выкарабкивайся.
В советское же время тебя из кино за шкирку вытащат и запихнут в какой никакой техникум.
Сейчас наша страна работает в одну сторону - она берёт. Тут даже бартером не пахнет. Психологом быть не надо, чтобы понять, что у человека не возникнет патриотического чувства к истории, культуре своей страны, которой он не нужен.

А вот с этим я согласна)
Название: Re: Кризис русского языка
Отправлено: Андрей от 01 Март 2009, 19:35:57
Цитировать
Мы уже двадцать лет живём в другой стране, но многие до сих пор не замечают, что государству нужны образованные люди, но задарма, плюс, ему нужны люди, с возможностями платить. Оно это чётко дало понять введя платное образование. То есть картина получается примерно такая: ты преуспеваешь в учебе? - ты нам нужен, конечно - можешь пройти, ты не преуспеваешь? - ну ладно, хотя бы денежки из тебя выжмем - тоже проходи, а у тебя и денег нет? - тогда топай отсюда, ничем тебе не поможем - сам выкарабкивайся.
В советское же время тебя из кино за шкирку вытащат и запихнут в какой никакой техникум.
Сейчас наша страна работает в одну сторону - она берёт. Тут даже бартером не пахнет. Психологом быть не надо, чтобы понять, что у человека не возникнет патриотического чувства к истории, культуре своей страны, которой он не нужен.

Да нет, ситуация еще хуже. Сейчас все делается так, что способным будет считаться человек с определенной суммой в кармане. Да и государству образованные люди не нужны. У нас одна, но пламенная страсть.

Цитировать
Вы спрашиваете, а что собственно мы - образованные словоблуды, живущие "где-то там в высших сферах" и ничего не смыслящие в реальной жизни, - можем предложить?
1. Если бы у меня была соответствующая возможность, я бы предложила вернуть систему штрафов для журналистов за искажение русских слов в эфире, будь то ТВ или радио.
2. Я бы предложила ввести экзамен по орфоэпии и лексике для будущих и действующих  педагогов любых специализаций в школах, ВУЗах и колледжах.
3. Я бы ввела "Русский язык" как обязательный предмет на факультетах, не имеющих отношения к филологии и к гуманитарному знанию.
4. Я бы предложила провести серьезную социальную рекламу на ТВ и радио, благодаря которой чтение художественной литературы вошло бы в моду так же, как несколько лет назад
Ольга, это могло бы сработать, если бы обстановка была другой. Готов прокомментировать по пунктам.
1. Полностью согласен. Для многих людей телевизор - единственный источник знаний.
2. Вот это уже интересно. Но у нас в стране вообще искаженное представление о школе. В одной из школ, где я учился, директор не имела высшего образования, она педучилище заочно закончила. Но считалось, что все хорошо, он педагог. И, кажется, даже учила лексику. И развела в школе бардак и концлагерь. А в другой директор окончил университет по специальности "физика". И сколько "людей" его поливали грязью: "он не педагог, не имеет права преподавать в школе". Угадай, какая школа была лучше организована в плане учебного процесса?
3. В современных условиях на технических факультетах это был бы лишний повод "забить". Как и английский. Я, поймите меня правильно, считаю необходимыми для всех специальностей математику и английский. Ну это мое личное мнение. Но я хорошо понимаю, что это ничего не даст. Если будет посещаемость математики 10% у гуманитариев, либо хоть на йоту повысится знание английского у "технарей", то уже будет большой успех.
4. Пропаганда чтения - затея хорошая. Я считаю, что не благодаря конкретным урокам, а именно благодаря чтению повышается грамотность. Много примеров перед глазами. Но это сложно сделать.

Личное мнение: спорт в моду не вошел. Посмотри, ведь практически нет нормальных спортивных площадок, по ящику бесконечные фильмы про братву. Народ сидит с пивом. Только после нелепой победы над Голландией при совершенно бездарной игре толпы вышли поорать. И разгромили магазины спиртного. А ведь спорт должен людей к здоровому образу жизни приучать. А не пить, курить и веселиться.

Don Miguel, я не говорил о словах иностранного происхождения. Я говорил, к примеру, о "менеджере по продажам" и "спикере". И где в провинции дешевый Интернет? Это телевизионная байка. Когда об этом сказали на РБК в программе И. Вителя, ящик программы просто завалили матом. А уж в деревне...
Название: Re: Кризис русского языка
Отправлено: Don Miguel от 01 Март 2009, 23:42:20
Don Miguel, я не говорил о словах иностранного происхождения. Я говорил, к примеру, о "менеджере по продажам" и "спикере". И где в провинции дешевый Интернет? Это телевизионная байка. Когда об этом сказали на РБК в программе И. Вителя, ящик программы просто завалили матом. А уж в деревне...
Ну, менеджер, ну, спикер... Не понятно, что в этом плохого. Это тоже слова иностранного происхождения, равно как и "авария", "агрономия", "аэрация", "аэродром", "аэроплан", "аэростат"...  :)

В провинции дешёвый интернет - практически ВЕЗДЕ. 700 рублей безлимитный скоростной. Там, где острая конкуренция - ещё дешевле.
Название: Re: Кризис русского языка
Отправлено: Ольга Лукьянова от 02 Март 2009, 15:35:08
Андрей, по поводу 2 пункта. Я не сомневаюсь, что есть учителя, не имеющие В/О, но являющиеся прекрасными педагогами. Но в приведенном вами примере, согласитесь, нет прямой связи между уровнем знания лексики и орфоэпии и личными качествами директора)) А вот в моей школе было несколько замечательных учителей, которые говорили "звОнит" и "красивЕе", и ученики, у которых они пользовались авторитетом, до сих пор говорят так же) А так, на мой взгляд, не должно быть. Ведь учитель в школе - не только преподаватель той или иной дисциплины, но и в определенном смысле воспитатель) Ведь дети прекрасно усваивают не только родительскую манеру общаться, но и воспринимают, запоминают особенности устной речи своих сверстников и тех школьных учителей, которые пользуются у них наибольшим уважением. Поэтому на каждом школьном учителе лежит не меньшая ответственность, чем на "носителях русской культуры", выступающих в телевизионных программах.
А экзамен по орфоэпии (хотя бы в виде теста) можно проводить среди школьных работников, даже если они не имеют В/о. По крайней мере, у них появится лишний стимул заглянуть в словарь)
По поводу ВУЗов и преподавания русского языка. Разумеется, если сейчас вдруг ввести такой предмет в Технических ВУЗах и колледжах, никто ходить не будет. Стопроцентная посещаемость возможна лишь в том случае, если преподавателем окажется молоденькая симпатичная девушка  :D (кстати, тоже вариант). Сначала студентов следует правильно мотивировать, а для этого и необходима социальная реклама. ;)   
Название: Re: Кризис русского языка
Отправлено: Андрей от 02 Март 2009, 19:13:17
Ольга, конечно, любой конкретный пример не показатель. Кстати, как раз учитель без высшего образования и был совершенно бездарным. Возможно, я просто не очень четко выразился, вследствие чего и возникло разночтение.
Безусловно, "звОнить" и "лОжить" недопустимы. Но если, например, учитель физики говорит "атОм" - это вполне (мое личное мнение) допустимо. Ведь, например, он может не быть педагогом по специальности, он может быть, например, научным сотрудником. А в научной среде, где, как правило, очень много снобов (особенно среди математиков), многие слова преобразуются в термины со специфическим звучанием. А учить собственно физике он может прекрасно. Но это опять частный пример.

Но я полностью согласен в необходимости подобной меры для учителей ряда гуманитарных дисциплин и начальной школы. Особенно начальной школы. Я, наверное, уже приводил пример про "жужали".

Цитировать
Разумеется, если сейчас вдруг ввести такой предмет в Технических ВУЗах и колледжах, никто ходить не будет. Стопроцентная посещаемость возможна лишь в том случае, если преподавателем окажется молоденькая симпатичная девушка  Веселый (кстати, тоже вариант).
А математику у гуманитариев - симпатичный молодой человек? ;D Хотя, предполагаю, что на подобных занятиях будет минимум времени уделяться предметам. ;)

А насчет рекламы - я просто пессимистично отношусь к подобному в современных условиях. Все равно будет намного больше рекламы пива, водки, табака, виагры, контрацептивов и т.д. Ведь это намного выгоднее, к сожалению.
Название: Re: Кризис русского языка
Отправлено: Наташа Выговская от 02 Март 2009, 22:38:31
Цитировать
Безусловно, "звОнить" и "лОжить" недопустимы. Но если, например, учитель физики говорит "атОм" - это вполне (мое личное мнение) допустимо. Ведь, например, он может не быть педагогом по специальности, он может быть, например, научным сотрудником. А в научной среде, где, как правило, очень много снобов (особенно среди математиков), многие слова преобразуются в термины со специфическим звучанием. А учить собственно физике он может прекрасно. Но это опять частный пример.

не путаем профессионализм/жаргонизм с просторечием!
Название: Re: Кризис русского языка
Отправлено: Андрей от 04 Март 2009, 00:13:48
Цитировать
не путаем профессионализм/жаргонизм с просторечием!
А это и не путаница. Это был пример исключения, которые есть в любом правиле, лишь подтверждая его. Это просто в тему о границах нарушения заветов лингвистики, орфоэпии и т.д. и т.п. в образовательном процессе.